Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы

На изучение остальных органоидов клетки выделяется один урок. Снова учащиеся рассматривают схему строения клетки, называют известные им органоиды и их функции, устанавливают взаимосвязь строения и функций, связи между органоидами. Ответы учитель оценивает.

Затем он просит учащихся найти на схеме клетки органоиды, которые они еще не знают. Наиболее крупный из них – комплекс Гольджи. Учитель просит школьников рассмотреть его строение и высказать предположение о его функциях. Затем учащиеся в читают статью «Комплекс Гольджи» и выписывают в свою таблицу особенности строения и функций этого органоида.

Закреплению знаний комплекса Гольджи способствует проверка записей в тетрадях. Учитель подчеркивает, что данный органоид есть в клетках растений и животных, указывает на общность их строения, отмечает роль комплекса Гольджи в накапливании веществ, особенно ферментов.

Учитель показывает лизосомы на таблице, изображающей схему строения клетки, указывает на огромную их роль в расщеплении крупных молекул за счет содержащихся в них ферментов. Он просит школьников вспомнить, благодаря чему у головастика на определенном этапе жизни исчезает хвост. Учитель указывает на роль лизосом в рассасывании хвоста, отмечает формирование лизосом в комплексе Гольджи. Основные сведения о строении и функциях лизосом учащиеся заносят в таблицу.

Далее учитель просит школьников назвать основные положения клеточной теории и останавливается на цитологических основах размножения, в основе которого лежит деление клеток. В связи с этим он показывает на таблице клеточный центр, состоящий из двух дентриолей, и отмечает его большую роль в делении клетки (без него нарушается процесс равномерного распределения хромосом между дочерними клетками).

Затем учащиеся восстанавливают знания способов передвижения амебы, инфузории, эвглены зеленой, позвоночных животных, растений. В результате школьники убеждаются в том, что у одноклеточных организмов имеются специальные органоиды движения (жгутики, реснички), у многоклеточных животных есть специализированные ткани для передвижения. Растения хотя не способны к активному движению, но благодаря росту корней и стеблей продвигаются в почве и воздушной среде и осваивают территорию.

Далее учитель сообщает о непостоянных структурах в клетке – клеточных включениях, запасах углеводов, жиров и белков. Он просит школьников вспомнить, какие вещества накапливаются в клубнях картофеля, корнеплодах сахарной свеклы, в семенах пшеницы, подсолнечника, сои, бобов.

Учащиеся указывают на содержание крахмала в клетках клубней картофеля, жиров в семенах подсолнечника, белков в семенах сои, бобов. Вспоминают, какие вещества накапливаются в клетках животных, в каких клетках их особенно много. Они говорят о включениях жира в соединительной ткани, углеводов в клетках печени, белков в яйцеклетках рыб, земноводных, птиц. Делают вывод, что включения могут содержаться в различных клетках растений и животных, что запас органических веществ может расходоваться на процессы жизнедеятельности, а также снова накапливаться в результате обмена веществ.

Учащиеся заносят в таблицу данные о клеточном центре и включениях. Для закрепления знаний целесообразно провести обобщающую беседу, в процессе которой устанавливается взаимосвязь строения и функций комплекса Гольджи, лизосом, клеточного центра, органоидов движения, а также связь между этими органоидами. Школьники зачитывают записи в таблице, уточняют и дополняют их.

Купить отпугиватель мышей крыс в Новосибирске. Где можно Купить otpugni.com.


Учителю биологии на заметку:

Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Биосинтез белков и его значение
Сборка белковой молекулы на рибосоме
Авторегуляция химических процессов в клетке
Методика обучения общей биологии