Кроманьонец – современный человек

Для древнейшей стадии развития человека характерны отсутствие жилищ, питание преимущественно растительной пищей, поскольку ее легче добыть, высокая смертность, каннибализм.

В целях обобщения знаний и закрепления материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: 1. Назовите в хронологической последовательности предков человека древнейшей стадии. 2. На каком основании Homo habilis (питекантропа, синантропа) можно считать предком человека? 3. Под влиянием каких факторов совершалась эволюция древнейшего человека? 4. Каковы критерии определения принадлежности ископаемых остатков предкам человека?

Затем учитель переходит к характеристике древней стадии эволюции человека. Для анатомо-морфологического описания неандертальца на большом листе бумаги школьники заранее вычертили контуры современного человека, питекантропа и неандертальца разными цветами. На уроке учитель предлагает учащимся сопоставить строение черепов, позвоночников, тела в целом. Учащиеся могут сказать, что неандерталец передвигался прямее, чем питекантроп, так как позвоночник имел более 5-образное строение, ростом был ниже питекантропа, шире в плечах, объем черепной коробки больше, челюсти менее массивны, на нижней челюсти намечался подбородочный выступ, свидетельствующий о зачатках членораздельной речи. Все эти сведения школьники заносят в сводную таблицу.

Наряду с характеристикой человеческих признаков учитель просит назвать звериные черты в облике неандертальца: мощный надглазничный валик, низкий покатый лоб, уходящий назад подбородок. Ставит вопрос: под влиянием каких факторов происходила эволюция неандертальца? Школьникам нетрудно сообразить, что холод, голод служили мощными отбирающими факторами, т. е. в полной мере действовал естественный отбор. Однако древние люди жили коллективно, совместно добывали пищу, готовили орудия, защищались от хищников, стояли на более высоком интеллектуальном уровне, владели зачаточной речью, т. е. эволюция совершалась и под влиянием социальных факторов, которые в суровую ледниковую эпоху имели важнейшее значение.

Далее учитель привлекает внимание учащихся к изображению кроманьонца – ископаемого человека современного типа и предлагает учащимся сравнить его с современным человеком и неандертальцем. Учащиеся делают вывод о большом сходстве кроманьонца с современным человеком, об отсутствии в его облике звериных черт.

При описании кроманьонца учащиеся по заданию учителя устанавливают связь между строением и функцией его органов. Так, подбородочный выступ на нижней челюсти свидетельствует о развитой членораздельной речи; высокий лоб обнаруживает большие лобные доли мозга; размещение затылочного отверстия в середине основания черепа указывает на то, что кроманьонцы держались при хождении так же прямо, как современные люди.

Учитель подчеркивает огромное значение социального фактора – труда – на данной стадии эволюции человека. Труд кроманьонцев был разнообразным: строительство жилищ, шитье одежды, изготовление орудий (костяные гарпуны, наконечники копий, скребки для обработки шкур, иголки, шилья). У кроманьонцев большого совершенства достигла отжимная техника изготовления орудий. О высоком развитии интеллекта свидетельствуют зачатки искусства. В пещерах, гротах, где жили кроманьонцы, сохранились наскальные рисунки, на которых изображены сцены охоты, различные животные. Внимание учащихся учитель обращает на зарождение у кроманьонцев зачатков религии, на соблюдение ритуалов, обычаев. Об этом свидетельствует такой факт: изображения животных имеют следы ударов камней. По-видимому, кроманьонцы верили, что избиение рисунков принесет удачу на охоте. В заключение учащиеся делают вывод: на основании палеонтологических и археологических находок ученые считают, что кроманьонцы имели высокий уровень культуры, что на смену первобытного стада древних людей пришел первобытнообщинный родовой строй.

Как правильно уничтожить клопов "dezecoclean".


Учителю биологии на заметку:

Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Роль жиров в жизни клетки
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Обобщение знаний химических компонентов клетки
Методика обучения общей биологии