Курс эволюционного учения

Основная задача раздела – раскрыть школьникам принцип историзма, вооружить знанием его истоков, методологического и практического значения, знаниями становления и развития эволюционных идей, мировоззренческого и практического значения теории Дарвина, путей и направлений эволюционного процесса, движущих сил антропогенеза. Эти знания должны внести существенный вклад в понимание школьниками научной картины мира, в подготовку к сознательной деятельности во всех сферах производства и общественной жизни.

Содержание раздела раскрывается в двух планах – историкогносеологическом и естественнонаучном. Уже при освещении основных этапов становления биологии у школьников начинается формирование знаний учения об эволюции, виде как ведущей таксономической единицы. Рассмотрение вида как основной таксономической единицы создает предпосылки для формирования знаний вида как уровня организации жизни, в недрах которого совершается эволюционный процесс. Его правильное понимание создает основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Для этого необходимо доказательно раскрывать непримиримость материализма и идеализма, науки и религии, давать критику метафизических взглядов на органический мир.

С элементами диалектико-материалистической философии учащиеся знакомятся в курсе обществоведения лишь в X классе, поэтому при изучении общей биологии необходимо давать школьникам представление о таких понятиях, как «материя», «движения», «развитие» и др. Без обращения к этим категориям трудно сформировать у учащихся диалектико-материалистические взгляды на живую природу.

Сразу же после вводного урока необходима экскурсия в природу для первичного ознакомления школьников с критериями вида, понятиями популяции и биогеоценоза, с многообразием приспособлений у особей и изменчивостью видов. Наиболее благоприятный осенний месяц для экскурсий в природу – сентябрь, поэтому невозможно ее проводить синхронно с изучением материала в классе. Во вступительной беседе на экскурсии учитель на конкретных примерах знакомит школьников с некоторыми критериями вида, с понятием популяции, кратко характеризует биогеоценоз, в который организуется экскурсия. Учащиеся делают краткие записи в блокнотах.

Во время экскурсии школьники пользуются определителями или самодельными определительными карточками «Растения и животные, луга, болота», «Прибрежные флора и фауна» и др.

Группы из 4–5 человек получают задания такого типа (по вариантам):

1. С помощью определительных карточек или определителей установить 2–3 вида растений одного рода (по вариантам) (например, клевера, лютиков, подорожников, гераней, фиалок и т. д.). Охарактеризовать местообитание каждого вида.

2. Пронаблюдать за характером питания животных, преимущественно насекомых (по вариантам) (например, муравьев, гусениц, бабочек, тлей, ос и т. д.).

3. Выяснить характер взаимоотношений между растениями одновозрастного, одновидового лесонасаждения (по вариантам). Отметить степень угнетения одних и процветания других растений.

4. Подсчитать число организмов на определенной площади разных участков биогеоценоза, установить разнообразие видового состава, выявить ярусность в расположении растений, характер взаимосвязей между ними (процветание, угнетение, симбиоз), а также между растениями и животными.

5. Отметить наиболее яркие признаки приспособленности организмов какого-либо вида (по вариантам) к затенению, к избыточному увлажнению, к защите от поедания, к распространению плодов и семян и т. д. Определить количество семян на одном растении осота, вьюнка, чертополоха и т. д. (по вариантам).

Полученные на экскурсии знания учащиеся используют на уроках при изучении критериев вида, изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора, возникновения приспособлений у организмов.

Не пытайтесь самостоятельно производить ремонт посудомоечной машины - это может быть опасно.


Учителю биологии на заметку:

Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Методика обучения общей биологии