Лабораторные занятия в процессе обучения

Для усвоения основных понятий, законов, теорий необходимо подготовить эмпирическую базу, вооружить учащихся знаниями фактов. Для этого используются лабораторные занятия или уроки.

Для лабораторных уроков характерно применение предметной наглядности, таких методов обучения, как эксперимент, практические работы.

В зависимости от дидактических целей лабораторные уроки проводятся для обогащения учащихся новыми знаниями, организации поисковой деятельности, иллюстрации и систематизации изученного материала, закрепления и проверки знаний и умений школьников.

Методика лабораторного урока имеет ряд специфических особенностей. Занятие, как правило, начинается с рассказа учителя или беседы, определения темы, задач и содержания работы. Затем учитель обращает внимание на характер практической деятельности учащихся, раскрывает ее последовательность, обеспечивает целенаправленность наблюдений, знакомит со способами оформления работы, указывает на необходимость фиксации результатов и записи выводов.

Успех лабораторного урока зависит от формулировки задания, его четкости, раскрытия последовательности работы. Изложение в инструкции всех этапов работы упорядочивает деятельность учащихся. Задания учащиеся выполняют индивидуально, небольшими группами или фронтально. Важно, чтобы все школьники работали с полной нагрузкой, не заимствовали результаты друг у друга. Если изучается сложный материал, а школьники недостаточно владеют методами наблюдения, экспериментирования и т. д., лабораторное занятие проводится фронтально. Задание расчленяется на части, перед началом выполнения каждой из них дается пояснение, а затем оказывается помощь учащимся. В заключение работы учитель проверяет результаты деятельности каждой группы, понимание сущности обнаруженной закономерности.

Лабораторное занятие позволяет вооружить учащихся практическими умениями работать с микроскопом, готовить микропрепараты, ставить опыты, пользоваться определительной карточкой, инструкцией и др. При этом учитель проверяет не только правильность выполнения той или иной операции, но и аккуратность работы, направляет взаимоотношения в коллективе (группе) на развитие взаимопомощи, честности, принципиальности.

Важно строить работу учащихся в плане поиска. Для этого учащиеся должны иметь опорные знания, необходимые для выявления сущности процесса в ходе наблюдения, эксперимента, практической работы. Так, элементы поиска, исследования могут быть на лабораторных занятиях по изучению возникновения приспособлений у различных видов, результатов искусственного и естественного отбора и др. (по гербарным материалам и коллекциям, диорамам, динамическим схемам) и др.

Лабораторное занятие поискового и исследовательского характера строится следующим образом. Учитель знакомит школьников с проблемой, раскрывает содержащееся в ней противоречие и предлагает выбрать путь его разрешения, высказать гипотезу и составить план эксперимента. Необходимо разумное применение исследовательского подхода, который требует от учащихся чрезмерно много времени, длительного и сложного исследования.

Чаще всего на лабораторном занятии исследовательский подход применяется совместно с иллюстративным, т. е. часть знаний школьники получают в готовом виде, а часть добывают самостоятельно.


Учителю биологии на заметку:

Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Методика обучения общей биологии