Лекционно-семинарская форма учебной работы

Воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода к добыванию знаний способствует лекционно-семинарская форма организации учебного процесса, элементы которой органически дополняют классно-урочную форму. Реформа школы ориентирует на более широкое применение лекций, семинарских занятий, собеседований, практикумов, консультаций.

Экономичная в отношении расходования времени лекционно-семинарская форма учебной работы дает возможность сочетать высокий идейно-теоретический уровень преподавания с развитием у школьников умений и навыков самостоятельно осмысливать фундаментальные научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, делать мировоззренческие выводы, принимать оценочные решения, использовать теоретические положения для решения практических проблем.

Таким образом, лекции, где ведущая роль принадлежит учителю, дополняются формами активной самостоятельной работы школьников на семинарах. Выступление на семинарах формирует у школьников умение связно и логично излагать мысли, аргументировать свою позицию в дискуссии с товарищами. Лекции и семинарские занятия способствуют формированию навыков конспектирования содержания живой речи, работы с литературными источниками.

Лекции и семинары не вытесняют такие традиционные для школы формы организации учебного процесса, как урок, экскурсия, практическая работа, лабораторное занятие, а только дополняют их при изучении отдельных, наиболее подходящих для этого тем программы. Такие темы должны быть сравнительно небольшими по объему, хорошо оснащены учебными пособиями и литературой для внеклассного чтения, доступными для самостоятельного изучения отдельных вопросов.

При лекционно-семинарской форме учебной работы изучение темы, как правило, начинается с вводной лекции, четко ставящей основную проблему, намечающей план ее решения, раскрывающей основные постулаты изучаемой теории. Основные вопросы последующих семинарских, лабораторных занятий должны быть направлены на конкретизацию или проверку отдельных элементов развернутых на лекции теоретических положений, на выяснение их мировоззренческой и практической значимости, а также истории возникновения и решения выдвинутой на лекции проблемы, на установление межпредметных и внутрипредметных связей. Учащимся должны быть даны списки доступных литературных источников, желательно с краткими аннотациями.

На заключительных этапах изучения темы обычно проводится беседа с целью оценки и обобщения знаний учащихся. В случае необходимости читается заключительная обзорная лекция, устанавливающая место изученной темы в системе знаний по предмету. По мере изучения темы систематически проводится тестовая проверка знаний учащихся (решение задач, составление планов экспериментов и т. д.).

При изучении тем междисциплинарного характера эффективны семинары и конференции, которые совместно организуют и проводят несколько учителей-предметников.

В ряде случаев часть вводной и заключительной лекций может занимать просмотр подходящей по содержанию телевизионной передачи обзорного характера.


Учителю биологии на заметку:

Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка
Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Методика обучения общей биологии