Материалистическое воспитание

Материалистические убеждения – необходимая составная часть научно-материалистического мировоззрения. Подлинный материалист не может не быть атеистом. Однако нельзя рассчитывать, что религия как антинаучная идеология отомрет сама по себе, без борьбы с ней. Надо противопоставить религии наступательную атеистическую пропаганду, активно противоборствовать деятельности церковников и сектантов по приобщению молодежи к религии.

Для формирования атеистических взглядов и убеждений школьники должны знать, что такое религия, как она возникла, почему она враждебна науке, вследствие чего оказывает отрицательное влияние на убеждения и трудовую деятельность людей.

Религию необходимо рассматривать во взаимосвязи ее трех составных частей; учения, действия (культа) и эмоционального воздействия на верующих. Это необходимо учитывать при атеистическом воспитании, которое заключается в воздействии не только на разум, но и на чувства и настроения человека.

Особое место в системе атеистического воспитания занимает индивидуальная работа со школьниками, подверженными влиянию религиозной идеологии: необходимо учитывать обстоятельства их семейной жизни, повседневное поведение, внутренний мир, эмоционально-психические особенности, проявляя при этом тактичность, внимательное отношение к чувствам верующих.

В процессе изучения курса школьники должны осознать, что в основе религий лежит идеалистическая философия. Философы-идеалисты полагают что природа, материя вторичны, которые произведены духовной субстанцией или абсолютной идеей, существовавшей до природы и вне ее. Идеалисты объективно поддерживают религию, объединяются с ее деятелями во многих вопросах.

Учитель биологии должен показать несовместимость научного и религиозного подходов к объяснению явлений природы и общества. Средства научного познания мира – наблюдения, опыты и основанные на них гипотезы и теории, истинность которых всегда проверяется на практике. Наука не только раскрывает сущность законов природы и общества, но и показывает пути их использования. Религия основана на слепой вере в сверхъестественное и на догмах, истинность которых не может быть ни проверена, ни доказана.

При изучении общей биологии, особенно вопросов антропогенеза, важно использовать связи с историей и показать социальные и гносеологические корни религии, истоки ее возникновения на заре человеческой истории. Факты археологии свидетельствуют о том, что в течение сотен тысяч лет своего существования люди не знали религиозных верований, не совершали никаких обрядов, длительный период истории человечества был безрелигиозным. Религия – одна из форм общественного сознания, которое вторично, производно по отношению к бытию, определяется им. В процессе трудовой деятельности развивалось сознание человека, которое вначале искаженно отражало внешние силы, довлеющие над ним.

Источником религии в начале ее возникновения было бессилие человека перед стихийными силами природы, обусловленное крайне низким уровнем развития производительных сил. Страх перед грозными разрушительными явлениями, тревога и неуверенность, непонимание подлинных причин явлений порождали представления о сверхъестественных силах, приводили к их олицетворению и поклонению им.

При изучении дарвинизма необходимо развенчать так называемое «телеологическое доказательство» бытия божия, которым до сих пор оперируют богословы: природные процессы протекают целенаправленно потому, что ими управляет разумное высшее существо. Внимание школьников обращается на то обстоятельство, что этот аргумент антропоморфен: человеческие действия без всяких оснований приписываются природе. Кроме того, приспособленность (органическая целесообразность) носит относительный характер, организм оказывается приспособленным к определенным условиям, в которых происходило его развитие под влиянием естественного отбора.

При раскрытии значения теории Дарвина отмечается, что произведения этого ученого почти 100 лет значились в изданных Ватиканом списках запрещенных книг. Только в 1950 г. папа Пий XII, назвав дарвинизм недоказанной гипотезой, разрешил верующим вести споры об эволюционном учении, но лишь в той мере, в которой они не затрагивали бы догматы веры. Так, он дозволил обсуждать проблему естественного происхождения тела, но душа должна рассматриваться верующими только как создание бога.

Сам факт эволюции если и признается некоторыми церковниками, то рассматривается как продолжающееся божественное творение мира.

Особое внимание в курсе общей биологии следует уделить доказательному раскрытию несостоятельности попыток религиозных идеологов согласовать религиозные догматы с современными данными науки. Так, западногерманский биофизик Ф. Дессауэр пытается убедить современных верующих, что бог извлек из Адама не ребро, а хромосомный набор (кариотип) вместе с зародышевой клеткой, из которых изготовил Еву.

Некоторые деятели религии (например, епископ Шпюльбек) признают самопроизвольное развитие только в пределах вида или рода, но макроэволюцию приписывают божественному разуму.

Видный палеонтолог иезуит Тейяр де Шарден отказался от ряда положений христианской религии, на пересмотр христианской идеи творения, чтобы подвести «научную базу» под идею о боге.

Последовательное разоблачение попыток модернизации религии способствует показу научной несостоятельности и классового характера идеалистической идеологии.


Учителю биологии на заметку:

Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Методика обучения общей биологии