Мейоз как он есть

При изучении мейоза главное внимание направляется на усвоение школьниками механизма, обеспечивающего формирование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, на обмен генетической информацией между хромосомами, случайный характер распределения хромосом между гаметами, а также на знание особенностей роста и созревания яйцеклеток и сперматозоидов.

Эффективному изучению данных вопросов способствуют применение метода беседы, организация самостоятельной работы с моделями, таблицами и учебником, сравнения и формулирование выводов. Нет необходимости выделять специальное время на проверку знаний, ее надо осуществлять в ходе объяснения нового материала, которое целесообразно начать с восстановления знаний процессов, протекающих в зонах размножения и роста половых желез.

При характеристике процессов в зоне размножения школьники рассказывают о митозе, возникновении из диплоидной материнской клетки двух дочерних клеток также с диплоидным набором хромосом, гомологичных исходной клетке. Учащиеся отмечают особенности роста мужских и женских гамет, благодаря которым появляются различия в их размерах.

Затем учитель привлекает внимание школьников к зоне созревания и сообщает, что в данном участке половых желез происходит особое деление клетки – мейоз, в результате которого и формируются половые клетки, которые содержат одинарный, гаплоидный набор хромосом в отличие от диплоидного набора в клетках тела. Школьники должны объяснить, какое значение имеет образование гамет с гаплоидным набором хромосом. Из курсов ботаники и зоологии они знают, что при оплодотворении происходит слияние половых клеток и, значит, объединяются два набора хромосом. Если бы не возник в процессе эволюции механизм образования гаплоидных клеток, тогда бы принцип постоянства числа и формы хромосом был нарушен, не могло бы поддерживаться сходство между родителями и потомством, не было бы популяций и видов.

После такого введения в проблему учащиеся будут внимательно следить за тем, как в зоне созревания образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом. Учитель просит школьников заглянуть в заполненную ими таблицу об интерфазе и митозе, чтобы восстановить знания интерфазы. Он отмечает сходство интерфазы перед митозом и перед мейозом: удваивается число молекул ДНК, в результате чего из одной хромосомы образуются две хроматиды, соединенные одной центромерой, происходит синтез молекул белка, накопление АТФ. Обращает внимание на то, что последующие фазы митоза и мейоза имеют различия. Чтобы лучше это уяснить, учащиеся составляют таблицу и вносят в нее основные сведения.

Учитель подчеркивает, что созревание половых клеток происходит в результате следующих друг за другом двух делений. Интерфазы перед первым делением мейоза и митоза сходные. Профазы митоза и мейоза сходны тем, что каждая хромосома состоит из двух хроматид. Но в процессе мейоза гомологичные хромосомы тесно соприкасаются друг с другом, происходит их конъюгация, в результате которой может осуществиться обмен генетическим материалом – участками хроматид. Первое деление завершается образованием двух клеток с гаплоидным набором хромосом, но каждая хромосома состоит из двух хроматид. Это учащиеся должны хорошо уяснить и запомнить.

Затем учитель объясняет: между двумя делениями мейоза практически отсутствует интерфаза, поэтому нет удвоения молекул ДНК, не образуются новые хроматиды. Учитель сообщает, что второе деление мейоза имеет большое сходство с митозом, только клетки содержат гаплоидный набор хромосом. Благодаря расхождению хроматид в анафазе в каждой дочерней клетке оказывается гаплоидный набор хромосом.


Учителю биологии на заметку:

Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Методика обучения общей биологии