Методика обучения общей биологии

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» поставлены задачи повышения качества образования и воспитания, обеспечения более высокого научного уровня преподавания каждого предмета, прочного овладения основами наук, улучшения идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития.

Изучение основ наук должно тесно связываться с жизнью, практикой строительства. Школьники должны овладеть не только знаниями основ наук, но и учебными и практическими умениями, необходимыми для работы в народном хозяйстве, овладеть определенной профессией.

Укреплению единства обучения и воспитания, превращению знаний в прочную основу мировоззрения способствуют усовершенствованная программа и учебник, содержащие в необходимом объеме основы биологических наук, обеспечивающие политехническую, трудовую и экологическую направленность курса, его доступность, внутреннюю преемственность, логическую последовательность.

В заключительном биологическом курсе сконцентрированы наиболее значительные обобщения науки о жизни, изучение которых вплотную подводит, с одной стороны, к важным для мировоззрения выводам и обобщениям, с другой – к пониманию путей решения практических проблем, связанных с ключевыми отраслями народного хозяйства, с охраной здоровья и окружающей среды.

Новое издание предлагаемого пособия приведено в соответствие с усовершенствованной программой; в нем обобщены результаты многолетних исследований авторов, усилен комплексный подход к воспитанию, политехническому обучению и профориентации школьников.

В первой части освещаются научно-теоретические вопросы содержания курса, воспитания, методов обучения, форм организации учебного процесса. Показаны пути использования достижений дидактики в практике обучения биологии.

Вторая часть содержит рекомендации по изучению всех тем курса. Последовательно раскрываются основные идеи об эволюции и уровнях биологической организации, прослеживаются связи между понятиями из областей цитологии, генетики, эволюции, экологии, обосновываются и раскрываются пути их развития.


Общие вопросы методики преподавания курса

Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия

Воспитание и развитие учащихся в процессе обучения

Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками

Методы обучений общей биологии

Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников

Методика преподавания отдельных тем курса

Введение в преподавание отдельных тем

Эволюционное учение

Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Учение Ламарка

Дарвинизм

Учебно-воспитательные задачи Дарвинизма
Теория эволюции Ч. Дарвина и ее оценка классиками материализма
Выводы теории Дарвина
Биологический вид – основа эволюционного процесса
Популяция – элементарная структура вида
Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности

Развитие органического мира

Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое

Происхождение человека

Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма

Клетка и индивидуальное развитие организмов

Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Роль жиров в жизни клетки
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Обобщение знаний химических компонентов клетки
Строение и функции клетки
Клеточная теория
Строение и функции клеточной оболочки
Цитоплазма и ее органоиды, их функции в клетке
Митохондрии и пластиды
Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Биосинтез белков и его значение
Сборка белковой молекулы на рибосоме
Авторегуляция химических процессов в клетке

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Важные задачи темы
Деление клетки – основа размножения и индивидуального развития организмов. Митоз
Митоз и мейоз
Спирализация хромосом
Формы размножения организмов. Развитие половых клеток
Мейоз как он есть
Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме

Возникновение жизни на земле.

Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни

Основные закономерности наследственности

Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования

Закономерности изменчивости

Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Причины мутаций внутри клетки
Материальные основы наследственности. Генная инженерия
Генетические основы эволюционной теории
Комбинативная изменчивость на передовой эволюции

Селекция растений, животных и микроорганизмов

Закономерности наследственност и изенчивости
Задачи селекции. Вклад Н. И. Вавилова в разработку теории и практику селекции
Идеи Вавилова актуальны по сей день
Методы селекции растений
Значение отбора в селекиции
Мутации в процессе селекции и межвидовое скрещивание
Самоопыление и его роль
Достижения селекции растений в нашей стране
Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды

Основы экологии

Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Биогеоценоз дубравы
Правило экологической пирамиды. Биогеоценоз водоема
Изменения в биогеоценозах
Численность популяций в биогеоценозах
Агроценозы – искусственные образования
Агроценоз во многом уступает биогеоценозу

Биосфера и человек

Обобщение экологических знаний
Биосфера и ее границы
Биомасса планеты и воздействие на нее человека
Функции живого вещества
Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор
Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы