Методы проверки умений

Умения работать с определителями, готовить микропрепараты, пользоваться микроскопом, производить простейшие опыты, закладывать опыты по генетике или экологии, проводить наблюдения, биометрически грамотно обрабатывать их результаты необходимы для будущей деятельности школьников. Проверяется сфор- мированность умений при выполнении школьниками самостоятельных работ на экскурсиях, лабораторных занятиях, при уплотненном опросе на уроке, при выполнении различных заданий: приготовить препараты клеток, тканей, культур протистов и опознать объекты; провести опыт, показывающий действие ферментов в живых клетках; отобрать объекты для моно- и дигибридного скрещивания; определить по результатам опытов генотипы родительской пары; установить характер расщепления и наследования признаков через анализ соотношения фенотипов у растений гороха, кукурузы; доказать проницаемость клеточной мембраны для воды.

Знания и умения, полученные школьниками на экскурсии, лабораторных занятиях, учитываются по отчетам. Чтобы отчеты можно было сравнивать и оценивать, необходимо дать учащимся план. Для того чтобы школьники писали отчеты самостоятельно, каждой группе учащихся необходимо дать определенный объект для наблюдения и описания.

Лабораторные занятия также проводятся по заданиям, которые служат вместе с тем и планом для составления отчета. Иногда результаты работы оформляются в виде графиков, сравнительных таблиц. Письменные ответы на вопросы по содержанию демонстрируемых учебных кинофильмов, телевизионных передач также служат источником информации о знаниях учащихся.


Учителю биологии на заметку:

Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Эволюционные учения до-дарвиновского периода
Методика обучения общей биологии