Методы проверки знаний учащихся

Знания учащихся по общей биологии проверяются устно (рассказ, беседа, сообщение, выступление, доклад) и письменно (отчеты об экскурсиях, лабораторных работах, выполнение тестовых заданий, терминологический диктант и др.). Для проверки умений учащимся предлагается провести наблюдение, выделив существенные признаки объекта, описать технику проведения эксперимента, провести краткосрочный эксперимент и сделать выводы из его результатов (получить плазмолиз, обнаружить ферментативный характер реакций в клетке), продемонстрировать технологию закладки опыта, объяснить его ход и сделать прогноз в отношении возможных результатов (влияние условий среды на интенсивность фотосинтеза, модификационная изменчивость, закономерности наследования и др.).

Устная проверка. В практике преподавания общей биологии преобладает устная проверка знаний, что вносит однообразие в учебный процесс, гасит интерес к предмету, не позволяет выявить умения и навыки школьников, проверить, имеют ли знания действенный характер. Важно давать такие задания, которые требовали бы от учащихся сочетания устного ответа с небольшими записями, составления таблицы и ее объяснения, сочетания устного ответа с практической работой, с проведением опыта, наблюдения.

Устная проверка позволяет систематически следить за подготовкой школьников к урокам, за выполнением, домашних заданий. Опрос в начале урока или в связи с объяснением, нового материала помогает школьникам привести в систему знания,, на основе которых происходит усвоение новой учебной- информации. Проверка знаний, не относящихся непосредственно к изучаемой теме, нарушает целостность учебного процесса, рассеивает внимание школьников.

Во время индивидуального опроса необходимо формулировать вопрос всему классу, давать школьникам время для составления плана ответа (иногда даже в письменной форме), добиваться от учащихся, чтобы они следили за ответом товарища, фиксировали неточности, логические пробелы в изложении, вносили поправки и дополнения. Целесообразно предлагать всем школьникам готовить письменные замечания на устные ответы товарищей.

При неверном ответе следует вежливо приостановить ответ ученика и предложить классу поправить ошибку. Дополнения же лучше давать после того, как ученик закончит рассказ, чтобы не перебивать его мысль, не ущемлять самолюбия.

При устной проверке знаний применяется также беседа или фронтальный опрос, что позволяет проверить знания большого числа учащихся и вовлечь в работу весь класс. Однако с помощью этого метода не удается выяснить целостности знаний учащихся, заслушать связный рассказ, доказательное объяснение.

Целесообразно проверку знаний включать в объяснение. Например, знания учащимися доказательств эволюции проверяются при изложении информации об этапах развития органического мира.

При завершении темы необходимо проверить ее усвоение всеми учащимися. Для этого организуются либо семинарские занятия, либо конференции и заслушиваются доклады, выступления учащихся, направленные на обобщение и интеграцию знаний по всему разделу.

В старших классах применяется другая форма устной проверки– индивидуальные зачеты во внеурочное время после изучения крупных разделов курса: дарвинизма, основ цитологии, генетики и селекции, экологии и учения о биосфере. Школьники заранее предупреждаются о зачете, получают список примерных вопросов. Вопросы для проведения зачетов должны быть ориентированы на проверку наиболее существенных знаний, умения обобщать, анализировать, сравнивать, конкретизировать, устанавливать причинно-следственные связи, ориентировать на систематизацию и переосмысление учебной информации, умения делать мировоззренческие выводы. Необходимо заранее составить график сдачи зачетов и довести его до сведения учащихся. Однако не следует сводить проверку только к зачетной системе, так как школьники перестают систематически готовить уроки.

Модная обувь оптом.


Учителю биологии на заметку:

Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Методика обучения общей биологии