Методы селекции растений

В результате ознакомления школьников с методами селекции растений необходимо, чтобы они осознали огромное их значение в получении новых форм, уяснили зависимость применения методов от биологических особенностей организмов, поняли основные направления развития методов селекции.

Начиная изучение нового материала, учитель восстанавливает знания школьниками наследственной изменчивости и искусственного отбора, с помощью которых было создано большое разнообразие сортов и пород; он подчеркивает, что до работ Ч. Дарвина и Г. Менделя не было научных методов селекции. Середину XIX в. можно считать рождением науки селекции, когда Дарвин обобщил работу практиков и подвел под селекцию теоретическую базу, показал ведущую роль наследственной изменчивости и искусственного отбора в выведении новых культурных форм.

Учитель отмечает ведущее значение методов, с помощью которых изменяют признаки, и отбора в создании новых форм. Эти методы используются в селекции растений и животных. В то же время растения и животные имеют существенные различия, которые обусловливают специфику методов их селекции. Учитель предлагает определить особенности биологии растений и вытекающие из них особенности методов селекции. В процессе беседы школьники отмечают высокую плодовитость, многочисленность потомства у растений, наличие самоопыляемых видов, способность размножаться вегетативными органами, возможность искусственного получения мутантных форм. Учащиеся делают вывод, что указанные особенности необходимо учитывать в селекционной работе, исходить из них при выборе методов селекции.

Изучение специфики методов селекции начинается с рассмотрения отбора. Учитель вводит понятия массового и индивидуального отбора, показывает возможности их использования. Массовую форму отбора он трактует как отбор большого числа особей из популяции с лучшими фенотипами, генотипы которых неизвестны. Совместное выращивание отобранных особей способствует их свободному скрещиванию, ведет к гетерозиготности особей.

Учитель просит школьников с генетических позиций объяснить степень стабильности сортов, созданных на основе Массового отбора. Учащиеся используют знания о гетерозиготах и указывают на их неустойчивость и расщепление в последующих поколениях. Кроме того, они отмечают влияние факторов среды на фенотипы отобранных растений, наличие модификационной изменчивости, которая не наследуется, в результате чего в последующих поколениях ценные качества могут не проявиться. Школьники делают вывод, что гетерозиготность особей, наличие модификаций снижают ценность сорта, выведенного массовым отбором. Учитель подчеркивает, что эта форма отбора наиболее древняя, она применяется в том случае, когда требуется быстро улучшить сорт, повысить его урожайность.

казино на реальные деньги, williamhill.


Учителю биологии на заметку:

Значение отбора в селекиции
Мутации в процессе селекции и межвидовое скрещивание
Самоопыление и его роль
Достижения селекции растений в нашей стране
Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Методика обучения общей биологии