Мичурин и его последователи

Для закрепления знаний методов работы И. В. Мичурина учитель в заключительной беседе делает обобщение. Желательно, чтобы учащиеся записали основные выводы в тетради. И. В. Мичурин разработал систему воздействия на фенотип создаваемого сорта, применяя ряд приемов: 1) выбор исходных форм по отдаленным экологическим и систематическим признакам; 2) выращивание гибридных сеянцев в необычных условиях; 3) развитие в новых эколого-географических условиях; 4) отбор; 5) управление онтогенезом гибридного сеянца.

Затем необходимо сосредоточить внимание учащихся на современных достижениях русских селекционеров, на применяемых ими методах работы, на значении генетики в этой области. Желательно при объяснении использовать сведения о выращиваемых в местной природно-климатической зоне сортах, методах их создания, урожайности, технологии выращивания, о путях решения Продовольственной программы. Важно заранее поручить учащимся, особенно сельских школ, собрать сведения об этих сортах и сообщить их классу при рассмотрении достижений селекции.

Объяснение учитель сопровождает демонстрацией гербарных материалов лучших сортов пшеницы, ржи, кукурузы, свеклы, подсолнечника, картофеля и других культур. Он раскрывает работу селекционеров по созданию высокоурожайных сортов пшениц, так как эта культура занимает 1/6 часть посевной площади земного шара. Особенно подробно учитель останавливается на методах работы выдающихся селекционеров академиков П. П. Лукьяненко, В. Н. Ремесло, которые вывели высокоурожайные, устойчивые к болезням, отзывчивые на хороший агрофон и орошение сорта озимой пшеницы. Затем учитель отмечает успехи русских селекционеров А. П. Шехурдина и В. Н. Мамонтовой по созданию сортов яровой пшеницы, рассказывает о работах академика Н. В. Цицина, который много лет посвятил получению новых видов – многолетних пшениц и пшенично-пырейных гибридов.

Желательно отразить успехи русских селекционеров по созданию высокомасличных сортов подсолнечника, выведенных В. С. Пустовойтом, полиплоидов сахарной свеклы, кукурузы, отличающихся высокой урожайностью, сортов тонковолокнистого хлопчатника, устойчивых к грибковым заболеваниям, и др.

Можно изучение успехов русских селекционеров организовать иначе. Не рассказывать учителю, а сформулировать задание для работы с фильмом «Селекция растений» и показать его. Можно данный фильм использовать также для закрепления и обобщения знаний учащихся. Задание должно ориентировать на запоминание основных успехов селекции различных растений, методов работы по их созданию, имен наиболее крупных селекционеров, на конкретизацию генетических основ селекции.

Если не удастся использовать фильм, тогда для закрепления знаний следует организовать работу с текстом статьи «Достижения русской селекции последних лет». В заключительной беседе учитель спрашивает о новых сортах озимой и яровой пшениц и их создателях, о направлении селекционной работы с сахарной свеклой, подсолнечником, хлопчатником и другими культурами. Закрепление следует строить на основе краеведения, т. е. привлекать знания о сортах, выращиваемых в местных хозяйствах.

Угловые диваны угловые диваны цены.


Учителю биологии на заметку:

Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Методика обучения общей биологии