Микроорганизмы почвы и антропогенный фактор

Учитель рассказывает о микроорганизмах, обитающих в почве, которые восстанавливают соединения азотной кислоты до свободного азота и тем самым пополняют его запасы в атмосфере. Учитель подчеркивает, что, по мнению В. И. Вернадского, кислород, азот, диоксид углерода в атмосфере – это производные живого вещества. Между живым веществом и газовой компонентой биосферы происходит постоянный и быстрый обмен. Благодаря процессам фотосинтеза и дыхания, образования соединений азота и его восстановления, содержание основных газов в биосфере поддерживается на определенном уровне.

Далее учитель просит школьников раскрыть действие антропогенного фактора на функции живого вещества, в частности на его газовую функцию. Учащимся известно, как много кислорода используется в промышленности (доменных печах), транспортом. В химической промышленности используется водород, азот атмосферы. Эти знания позволяют учащимся сделать вывод, что под влиянием деятельности человека в равновесии газов может произойти значительный сдвиг, что биохимические функции живого вещества и саморегуляция экосистемы могут быть нарушены. Учитель подчеркивает, что восстановительные силы биосферы не беспредельны, это надо знать и учитывать в практической деятельности.

Знания учащимися роли живого вещества в биосфере расширяются благодаря раскрытию его концентрационной функции, которая проявляется в способности живых организмов накапливать различные химические элементы, в результате чего содержание их в живом веществе в десятки и тысячи раз превышает содержание их в окружающей среде. Учитель просит школьников привести примеры накопления растениями каких-либо элементов. Школьники могут назвать такие растения-накопители, как осоки, хвоща, в тканях которых содержится много кремния, морскую капусту и щавель – источники соответственно йода и кальция; они могут вспомнить животных, в тканях которых сосредоточено большое количество веществ: в скелете позвоночных животных много кальция и фосфора, в раковинах моллюсков – кальция и т. д.

Учитель просит раскрыть роль организмов-накопителей в биосфере. В процессе беседы выясняется, что организмы-накопители на длительное время приостанавливают миграцию ряда элементов, выводят их из цикла обращения, обедняют живое вещество. Убедиться в этом помогает раскрытие биогенного происхождения нефти, каменного угля, торфа, горючих сланцев, сапропеля, руд железа, марганца, фосфора, которые образовались вследствие биохимических процессов, протекающих у различных видов организмов-концентраторов, среди которых преобладают микроорганизмы (железобактерии, серобактерии и т. д.).


Учителю биологии на заметку:

Влияние деятельности человека на природу
Круговорот веществ и его значение для биосферы
Цепи питания в круговороте веществ
Эволюция биосферы. Ноосфера
Негативная деятельность человека в биосфере
Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Методика обучения общей биологии