Митохондрии и пластиды

Изучению строения и функций митохондрии и пластид целесообразно посвятить специальный урок ввиду их огромной роли в клеточном метаболизме. Учитель в ходе беседы восстанавливает знания учащимися обмена веществ и указывает на приуроченность данного процесса к клетке, определенным клеточным структурам. Он просит вспомнить сущность дыхания у растений, животных и человека. Школьники говорят об обмене газов в этом процессе: о поглощении кислорода и выделении диоксида углерода, об освобождении энергии, которая используется на различные процессы жизнедеятельности. Учитель отмечает, что в основе обмена веществ лежат разнообразные биохимические реакции, которые протекают в клетке и приурочены к различным ее структурам. Он показывает таблицу, изображающую схему строения митохондрии, обращает внимание на их размеры, форму и большое множество, на сложное строение и предлагает учащимся высказать мнение о функциях этого органоида.

Школьники могут сказать, что митохондрии участвуют в обмене веществ, который происходит благодаря действию разнообразных ферментов. С помощью учителя школьники могут раскрыть значение выростов внутри митохондрии: они увеличивают внутреннюю поверхность этого органоида, а значит, обеспечивают расположение на них множества молекул ферментов. Учитель обращает внимание на структуру оболочки митохондрии, состоящую из двух мембран, на внутреннюю полость, говорит о большом числе ферментов в митохондриях, особенно на внутренней мембране. В связи с этим отмечает большую роль митохондрии в дыхании клетки, синтезе молекул АТФ – основного универсального источника энергии в клетке.

Учащиеся записывают в свои таблицы основные данные о строении митохондрий, об их роли в обеспечении процессов жизнедеятельности энергией, в синтезе молекул АТФ.

Далее учитель просит школьников вспомнить из курса ботаники, какие условия необходимы для фотосинтеза, в каких органах растения протекает этот процесс, какие структуры клетки принимают в нем участие.

Школьники рассматривают на таблице схему строения растительной клетки, находят хлорофилловые зерна, описывают их форму, размеры, сравнивают их с другими органоидами, вспоминают, какое вещество придает им зеленый цвет. Учащиеся могут обратиться к тексту учебника и сравнить размеры разных органоидов, их число. В результате они устанавливают, что хлорофилловые зерна – хлоропласты – примерно такого же размера, что и митохондрии, но первых в клетке значительно меньше (десятки хлоропластов и сотни, а иногда и тысячи митохондрий). Учащиеся вспоминают, что зеленый цвет обусловлен содержащимся в них пигментом – хлорофиллом, который расположен в гранах хлоропласта.

Школьники получают задание: рассмотрите внутреннее строение хлоропласта и сравните его с митохондрией; определите функции хлоропластов и сравните их с функциями митохондрий. Учитель подчеркивает большую роль хлорофилла в синтезе органических веществ из неорганических за счет световой энергии Солнца, т. е. в фотосинтезе.

Затем учащиеся читают о хромопластах и лейкопластах, занося сведения об их строении и функциях в таблицу. При закреплении знаний учитель привлекает внимание школьников к взаимосвязи строения и функций митохондрий и хлоропластов, к сходству и отличиям этих органоидов, их функциям в клетке.


Учителю биологии на заметку:

Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Функции и сущность процессов обмена веществ
Знания о пищеварительных ферментах
Этапы энергетического обмена – гидролитическое расщепление и бескислородное окисление
Особенности обмена веществ в растительной клетке
Темновая стадия фотосинтеза. Хемосинтез
Биосинтез белков и его значение
Сборка белковой молекулы на рибосоме
Методика обучения общей биологии