Митоз и мейоз

Первый этап изучения проблемы завершается выводом, что жизнь одних клеток складывается из периода деления и последующей специализации, других – из периода деления и подготовки к нему. Учитель демонстрирует таблицу, модель деления клетки и обращает внимание на сложность этого процесса, подводит школьников к выводу, что клетка должна к нему готовиться. Так вводится понятие интерфазы, в процессе которой происходит подготовка клетки к делению. Учащимся понятно, что для образования двух клеток из одной необходимы вещества, из которых состоят клеточные структуры. Они восстанавливают знания о самоудвоении молекул ДНК, синтезе белков, а также синтезе углеводов, липидов, АТФ и отмечают приуроченность этих процессов к интерфазе. В период митоза клеточный метаболизм приостанавливается. Важно уже на данном этапе подчеркнуть, что из молекул ДНК и белка образуются две хроматиды – будущие хромосомы.

Учитель предлагает школьникам начать заполнение таблицы «Митоз и мейоз» (занести сведения об интерфазе). Для уточнения и закрепления знаний этого периода жизни клетки он рекомендует просмотреть текст до описания митоза.

Затем учитель сообщает о возникновении двух сходных клеток в результате митоза и ставит вопрос: как это достигается? Такой подход к изучению направляет внимание учащихся на выявление сущности митоза – равномерного распределения между дочерними клетками сформировавшихся в интерфазе хроматид, в которых сосредоточена наследственная информация.

Чтобы учащиеся поняли сущность митоза, не упустили ее при рассмотрении деталей процесса деления, необходимо вести его изучение в два этапа. Сначала в обобщенном виде надо выделить три периода деления: 1) спирализацию хромосом, рассасывание ядерной оболочки, исчезновение ядрышка; 2) деление первичной перетяжки в хромосоме и расхождение хроматид к полюсам клетки; 3) деление клетки пополам и формирование ядер в каждой новой клетке. Рассмотрением этапов деления клетки в обобщенной форме можно завершить первый урок.

Второй урок начинается с восстановления знаний интерфазы, состояния хромосом в этот период. Затем учитель обращает внимание учащихся на форму хромосом в метафазе, показывает их на таблице, просит вспомнить генетический критерий вида и подсчитать число хромосом в клетке, описать их форму и указать размеры. Так он вводит понятие кариотипа (определенный набор хромосом в клетках каждого вида), отмечает индивидуальность, диплоидный (двойной) набор в соматических клетках и гаплоидный (одинарный) в половых.

Необходимо детально рассмотреть процесс деления соматических клеток, в результате которого обеспечивается постоянство числа и формы хромосом. Главное внимание следует привлечь к изменениям, которые претерпевают хромосомы в период деления клетки. Для этого учитель предлагает учащимся сравнить интерфазную клетку с клеткой в первые фазы митоза. Учащиеся уже знают, что в интерфазе хромосомы имеют вид тонких перепутанных нитей, а в первую фазу деления они приобрели вид компактных структур, которые сначала располагались в клетке беспорядочно, а затем в ее центре как бы выстроились в ряд.


Учителю биологии на заметку:

Спирализация хромосом
Формы размножения организмов. Развитие половых клеток
Мейоз как он есть
Составляем схему мейоза
Оплодотворение
Индивидуальное развитие организмов – онтогенез
Дифференцировка и специализация клеток
Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме
Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Методика обучения общей биологии