Модификационная изменчивость

Модификационная изменчивость изучается с опорой на знания учащимися дарвинизма, определенной изменчивости, причин ее возникновения под влиянием факторов среды. Главное внимание на уроке учитель направляет на усвоение знаний ненаследственного характера модификаций, их приспособительного значения для организма и вида, знаний статистической природы закономерностей этого вида изменчивости, пределов модификационной изменчивости и их обусловленности генотипом, формирования фенотипа под влиянием генотипа и среды.

На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, причем важно обеспечить наибольшую их самостоятельность. Этому способствует вступительная беседа и задание для самостоятельной работы с натуральными объектами. Самостоятельная работа завершается заключительной беседой. Успешному решению учебно- воспитательных задач темы способствует демонстрация заранее поставленных опытов с превращением традесканции из сухопутного растения в водное, с изменением строения листьев стрелолиста в зависимости от среды обитания, а также опытов с растениями, выращенными на разном агрофоне, с различным освещением и др.

Беседу учитель начинает с выяснения знаний учащимися форм изменчивости по Ч. Дарвину, их причин, известных во времена Ч. Дарвина, а также в настоящее время. Знание материальных основ наследственности помогает школьникам сделать вывод, что изменение признака обусловлено изменением генотипа. Учитель приводит примеры изменения окраски шерсти в разных температурных условиях у породы горностаевых кроликов, окраски цветков у примулы и просит высказать мнение: произошло ли изменение генотипа у кролика и примулы? Как это выяснить?

Знание закономерностей наследственности помогает учащимся понять, сохранится ли возникшее изменение у потомства, например, возникнет ли черное пятнышко на спине у крольчат. С помощью учителя школьники приходят к выводу, что новые признаки не появятся у потомства, значит, изменение не наследуется, так как генотип не подвергся изменениям. Так учитель вводит определение модификационной изменчивости, отмечает большую роль не только генотипа, но и среды в формировании фенотипа, указывает на зависимость действия гена, реализации наследственной программы от среды. В одних условиях среды из аллели доминирует один ген, а в других – другой; факторы среды вызывают активность одних генов и снижают активность других, но их химическая природа при этом не изменяется.


Учителю биологии на заметку:

Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Причины мутаций внутри клетки
Материальные основы наследственности. Генная инженерия
Генетические основы эволюционной теории
Комбинативная изменчивость на передовой эволюции
Закономерности наследственност и изенчивости
Задачи селекции. Вклад Н. И. Вавилова в разработку теории и практику селекции
Идеи Вавилова актуальны по сей день
Методы селекции растений
Методика обучения общей биологии