Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками

Большое влияние на развитие учащихся оказывают задания, требующие составления схем, таблиц, в процессе работы с текстом учебника, формулирование выводов по каждому уроку и теме, выделение на уроке ведущих понятий и установление их соподчиненности. В процессе изучения темы, каждого урока новые понятия, с которыми знакомятся школьники, должны включаться в систему основных усвоенных знаний. Например, при работе с текстом об историческом развитии растительного и животного мира учащиеся составляют таблицу, в которую выписывают основные изменения в мире растений и животных, происшедшие в эры и периоды.

Сложный характер носит мыслительная деятельность учащихся при работе с рисунками, которые конкретизируют текст и облегчают восприятие содержания. Наиболее простой характер носит работа с рисунками, поясняющими строение биологических объектов. Учащиеся рассматривают рисунок и составляют рассказ об особенностях строения того или иного растительного или животного организма. Работа существенно усложняется, если учащимся предлагается установить взаимосвязь строения и функции по рисунку. (Например, предлагается рассмотреть схему строения митохондрии и установить связь между строением и функциями этого органоида.) Сложная работа осуществляется с рисунками для конкретизации биологических явлений и закономерностей. Рассмотрев несколько рисунков, учащиеся должны сопоставить их и выявить общую закономерность явлений. Например, они рассматривают рисунки, на которых изображено несколько особей одного вида, и выявляют у них признаки сходства и различия, делают вывод о свойствах наследственности и изменчивости организмов. Использование других рисунков помогает составлять характеристики биологического объекта и его среды обитания, выявлять экологические связи. Так, при изучении приспособленности организмов школьникам предлагается рассмотреть рисунки в учебнике и составить краткую характеристику среды обитания изображенных объектов, описать черты приспособленности у них к данным условиям.

Работа учащихся с рисунками способствует синтезу логического мышления с конкретно-образным мышлением при формировании абстрактных понятий. Применение рисунков на разных этапах обучения: при изучении нового материала, его закреплении, в ходе проверки знаний, а также при подготовке домашнего задания – приводит к тому, что школьники хорошо овладевают этим умением.

В результате систематической организации работы с учебной книгой на уроках и во внеурочное время школьники приобретают умение работать с ней, в результате чего повышается эффективность учебной познавательной деятельности учащихся, что положительно сказывается на уровне их знаний, способствует нормализации их учебной нагрузки.


Учителю биологии на заметку:

Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Методика обучения общей биологии