Направления эволюции человека

На данном уроке учащиеся должны усвоить знания основных стадий развития человека, применять учение о движущих силах для объяснения антропогенеза. Решению этих задач способствуют применение методов беседы, наблюдения ископаемых остатков, а также проведение самостоятельной работы с учебником, составление обобщающей таблицы.

Объяснению предшествует непродолжительная проверка знаний движущих сил антропогенеза, палеонтологических доказательств эволюции, ознакомление с собранным на экскурсии в краеведческий музей материалом о предках человека. Затем учитель переходит к анализу конкретного палеонтологического материала, к теоретическому осмысливанию путей биологического и социального прогресса. Он сообщает, что общими предками человека и современных человекообразных обезьян были древние узконосые обезьяны, которые произошли от верхнемеловых насекомоядных млекопитающих. При жизни Ч. Дарвина не хватало палеонтологических данных для воссоздания картины эволюции человека. Однако последующие находки ископаемых остатков вымерших обезьян третичного периода позволили выяснить пути развития человека. Древние узконосые человекообразные обезьяны были небольших размеров, задние конечности у них были несколько длиннее, а передние – короче, чем у современных обезьян. По-видимому, они не только передвигались по деревьям, но и ходили по земле в полувыпрямленном состоянии. Учитель просит определить уровень их специализации. Школьники делают вывод, что эти человекообразные обезьяны не были узкоспециализированными, как современные. Такой вывод соответствует теории эволюции, согласно которой исходная форма должна быть высокоорганизованной, но не узкоспециализированной.

Далее учитель отмечает, что с изменением климата степи вытеснили леса и это отразилось на эволюции третичных человекообразных обезьян, которая пошла по двум направлениям: по пути приспособления к жизни на деревьях (современные человекообразные обезьяны) и по пути приспособления к жизни на Земле, хождению на двух ногах, формированию руки как органа труда (человек). Вторая группа вступила на путь развития не вследствие приспособления организма, а посредством создания орудий труда, условий обитания. Физическая слабость предков человека по сравнению с сильными хищниками компенсировалась взаимной поддержкой, трудовой деятельностью. Анатомо-морфологические особенности руки как органа труда – результат длительного отбора наследственных изменений, полезных для трудовой деятельности.

Затем учитель освещает родословную человека, и учащиеся заносят в сводную таблицу сведения о ней. Учитель сообщает, что длительное время самым древним предком человека считали австралопитека, жившего миллион лет назад. Его остатки (череп, нижние челюсти, конечности) найдены впервые в 1924 г. в Африке. Это существо было ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны. Объем мозга достигал примерно 520 см3, лицевой отдел укорочен, клыки не выступали вперед. Строение тазовых костей свидетельствовало о зачатках прямохождения. Жили австралопитеки в открытых степях и лесостепях, были всеядными.

По данным антропологии, австралопитеки были современниками других человекоподобных существ, которые обладали навыками трудовой деятельности. Вследствие этого австралопитеки проиграли в жизненном состязании, прямохождение не спасло их от вымирания. Они представляют собой слепую ветвь в эволюции.

Для раскрытия значения комплекса факторов в эволюции человека учитель доказывает, что прямохождение не единственное крупное эволюционное изменение. Двуногое хождение способствовало освобождению передних конечностей австралопитеков и предков человека.

Учитель отмечает большой вклад в решение данной проблемы английского археолога Л. Лики, который обнаружил в Африке остатки человекоподобных существ, живших 2 млн. лет назад и имевших объем мозга 585 см3. Эти существа назвали человеком умелым (Homo habilis), так как в местах стоянок были обнаружены «ветроломные стены», защищавшие от ветра. Кроме того, фаланги пальцев обнаруженных существ были сплющены, как у современного человека. Однако данные о трудовой деятельности и общественной жизни человека умелого оспариваются. Ряд ученых считают его представителем группы австралопитековых.


Учителю биологии на заметку:

Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Роль жиров в жизни клетки
Методика обучения общей биологии