Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов

Формирование понятия движущих сил эволюции начинается с раскрытия наследственности и изменчивости особей, с выяснения значения этих свойств для изменения популяций и видов. На усвоение знаний определений наследственности и изменчивости свойств наследственности и изменчивости у особей, установление их всеобщего характера, объяснение их причин, значения для эволюции, использование этих знаний для подведения школьников к материалистическим выводам о природе биологических явлений, причинной обусловленности и направлено изучение данной проблемы.

Усвоению знаний способствует использование методов беседы, наблюдения при организации лабораторного занятия и проведения самостоятельной работы с элементами поиска.

Урок начинается с проверки знаний учащимися популяции, вида для подведения их к ответу на вопрос: что лежит в основе морфологического, физиологического, генетического и других критериев вида? Учащиеся подготовлены предыдущими уроками для ответа: в основе каждого критерия лежит сходство особей. Школьники выясняют причины сходства особей популяции и вида. Устанавливают, что при половом размножении у большинства видов потомство появляется от двух родителей, четырех прародителей, восьми прапрародителей и т. д. Значит, между особями популяции и вида имеются родственные отношения, которые и служат причиной сходства особей. Ясно, что проблема о причинах исторического развития видов упирается в вопрос о наследственности и изменчивости особей. Чтобы полнее раскрыть эти свойства вместе, необходимо рассматривать их на основе сопоставления.

Знакомство с причинами сходства организмов популяции и вида подводит к определению наследственности. Затем логично выяснить материальные основы наследственности без углубления в молекулярный механизм. Для этого учащиеся восстанавливают знания полового размножения организмов, формирования зародыша из оплодотворенной яйцеклетки и делают вывод о наличии в половых клетках материальных основ наследственности. Учитель просит вспомнить о генетическом критерии вида и обосновывает вывод, что материальные основы наследственности составляют хромосомы, в которых расположены их структурные единицы – гены.

Далее учитель ставит вопрос: абсолютно ли сходны между собой особи вида и популяции? Для ответа на него следует организовать лабораторное занятие, на котором учащиеся работают с гербарными материалами, коллекциями, живыми объектами (растения, их цветки, листья, семена и т. д.), используя по нескольку экземпляров одного вида. Задание: 1. Рассмотрите данные вам объекты одного вида. 2. Сравните их, выпишите признаки сходства и различия. 3. Сделайте вывод, о чем свидетельствуют сходство, различия. На основе работы учащиеся приходят к выводу, что особям присуща не только наследственность, но и изменчивость.


Учителю биологии на заметку:

Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Методика обучения общей биологии