Негативная деятельность человека в биосфере

Предстоит выяснить отрицательные последствия деятельности человека на биосферу. Для этой цели учитель делит класс на группы, каждая группа получает задание (можно одно задание дать нескольким учащимся, чтобы они выполняли его самостоятельно). Для выполнения заданий школьники могут работать с текстом учебника, с научно-популярной литературой, могут просмотреть кадры диафильмов в фильмоскоп: «Охрана вод и воздуха», «Охрана почв», «Охрана окружающей среды», диапозитивов «Биосфера и человек». Задания: 1. Выявите отрицательные последствия деятельности человека на видовое разнообразие растительного и животного мира. 2. Раскройте отрицательные последствия деятельности человека на биогеоценозы леса. 3. Определите воздействие антропогенного фактора на гидросферу. 4. Покажите, какое воздействие оказывает деятельность человека на плодородие почвы. 5. Установите воздействие антропогенного фактора на состав атмосферы. 6. Покажите отрицательные воздействия развития промышленности на биосферу. 7. В чем проявляется отрицательное воздействие сельского хозяйства на биосферу? 8. К каким последствиям могут привести испытания ядерного оружия, подготовка к химической, бактериологической войне?

Основные сведения, полученные учащимися при выполнении задания, они записывают в тетрадях. Учитель проверяет выполнение каждого задания, для чего просит учащихся рассказать о поставленной перед ним проблеме, зачитать записи. Например, при проверке выполнения учащимися первого задания важно добиваться того, чтобы они указали на тенденцию уменьшения видового разнообразия на Земле, раскрыли естественные причины вымирания видов: изменение условий среды, уменьшение ареала вида, обострение конкуренции между видами, сокращение численности. При заслушивании ответов учитель подчеркивает, что развитие цивилизации способствовало сокращению ареалов многих видов животных. Это обусловило снижение их численности, обеднение генофонда, близкородственное скрещивание, накопление рецессивных мутаций, которые часто приводят организмы к гибели. Все названные факторы способствуют вымиранию видов.

Учитель направляет ответ учащихся на то, чтобы, они указали на уничтожение человеком прежде всего крупных видов животных, так как на них человеку легче было охотиться. Кроме того, для жизни крупных животных необходим большой ареал, который постоянно сокращается в результате деятельности человека, что отрицательно сказывается на численности видов. Учитель отмечает, что от воздействия человека в большей мере страдали стадные животные, чем одиночные, степные больше, чем лесные. Эти сведения позволяют учащимся сделать вывод о необходимости охраны крупных животных (слонов, бегемотов, тигров, львов, зубров, китов и др.), ведущих стадный образ жизни (дикой лошади, антилопы, архаров, оленей и др.), и видов, обитающих на открытых пространствах.


Учителю биологии на заметку:

Вымирание растительности по вине человека
Вопрос о повышении плодородия почвы
Цели, содержание и структура курса
Основные понятия курса
Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Методика обучения общей биологии