Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы

Изучение темы заканчивается обобщающим уроком, на котором учитель систематизирует знания учащихся вокруг ведущих понятий темы: учения о движущих силах эволюции (рассматривается взаимосвязь всего комплекса факторов) и их результатах – приспособленности и видообразования. Значительное внимание он уделяет понятию вида и его популяционной структуре, сравнению микро- и макроэволюционных процессов; рассматривает современную систему органического мира, деление живой природы на четыре царства и воспроизводит характеристику каждого царства (по работам А. Л. Тахтаджяна, см. список литературы); отмечает большой вклад Ч. Дарвина в биологию (разработка исторического метода, который направил исследователей не просто к сбору фактов, а к установлению причинно-следственных связей).

Большое внимание учитель уделяет проверке результатов обучения по теме, усвоения знаний ведущих вопросов и сформированное™ умений. В ходе систематизации знаний эволюции осуществляет их контроль, для чего ставит следующие вопросы: что представляют собой вид, популяция? Почему нельзя по одному критерию определить вид? Докажите, что популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Каковы материальные основы наследственности и изменчивости? Покажите, какую роль в эволюции играют изменчивость, борьба за существование, отбор. В чем проявляется творческая, направляющая роль отбора? Каковы результаты эволюции? Как формируются приспособления, образуются новые виды?

Важно не только проверить знания, но и выяснить умения объяснять возникновение приспособлений, устанавливать связи между наследственностью и изменчивостью, наследственной изменчивостью в разных формах и отбором, объяснять причины и следствия борьбы за существование и естественного отбора; выявлять механизм возникновения приспособлений у организмов на конкретных примерах с правильным употреблением всей эволюционной терминологии; выяснять роль факторов эволюции в процессе видообразования; материалистически объяснять процессы эволюции.


Учителю биологии на заметку:

Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Методика обучения общей биологии