Общедидактические методы

В репродуктивной лекции, рассказе, беседе учитель последовательно излагает материал, придает ему целостность, освещает исходные положения и следствия, индуктивно или дедуктивно описывает то или иное биологическое явление, формулирует мировоззренческие, атеистические выводы, раскрывает пути применения науки в практике и т. д. В проблемной лекции, рассказе, беседе внимание учащихся сосредоточивается на главных противоречиях научного познания, освещаются пути решения проблем в науке. Логическая структура названных методов часто носит дедуктивный характер, который позволяет раскрыть сначала теоретическое положение, а затем использовать его для объяснения новых фактов и явлений. При этом происходит характерный для теоретического знания процесс перехода от абстрактного к конкретному.

Успеху рассказа и лекции способствуют четкая логика изложения материала, образная, эмоциональная и доступная речь учителя. Эффективность рассказа или лекции повышается при использовании разнообразных методических приемов, способствующих включению школьников в активный познавательный процесс: составление конспектов или планов, выделение главных идей, установление взаимосвязи между понятиями с помощью таблиц и схем, запись отдельных фактов и их последующее истолкование в свете новых законов или теорий. Конспектирование лекций готовит учащихся к обучению в сети политического просвещения, в высших учебных заведениях. Особенно эффективно использование в лекции и рассказе проблемного подхода, который ориентирует школьников на творческую деятельность при изучении небольшого фрагмента урока или даже всей темы.

В процессе преподавания общей биологии рассказ и лекция используются в сочетании с другими методами: беседой, наблюдением, экспериментом, практической работой. Такое сочетание позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить их интеллектуальную нагрузку, включить в посильную работу практического характера.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала, при введении в курс, раздел, тему, при обобщении материала, формулировке мировоззренческих выводов. Лекцию уместно использовать и тогда, когда нет возможности сделать первичными источниками знаний наблюдение и эксперимент. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Вводные лекции позволяют ознакомить учащихся с основными проблемами темы или раздела, а в последующем на уроках показывать пути их решения с помощью экспериментов, наблюдений, практических работ, в ходе которых школьники ищут ответы на поставленные в лекции по всей теме вопросы. На вводной лекции уместно порекомендовать литературу, дать задания для проведения наблюдений, постановки опытов.

На заключительной лекции после изучения тем, разделов формулируются основные материалистические и атеистические выводы, показываются перспективы развития отраслей биологии, связь теории с практикой, даются рекомендации по самостоятельному углубленному изучению школьниками рассмотренных вопросов во внеклассной и внешкольной работе.

Иногда для чтения лекции приглашают специалистов. Однако часто специалисты углубляются в детали, недостаточно связывают новый материал с имеющимися у школьников знаниями, перегружают лекции научной терминологией. В связи с этим лектора необходимо заранее информировать о его задачах, предостеречь от методических ошибок.

В отличие от лекции рассказ не носит ярко выраженного теоретического характера. Это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Рассказ используется и при проведении инструктажа на лабораторных занятиях, при введении в тему и обобщении. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Детальное описание насосы wilo top на нашем сайте.


Учителю биологии на заметку:

Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Методика обучения общей биологии