Определение типа гамет

Учитель просит буквами обозначить гены в соматических и половых клетках, а затем построить модель – схему скрещивания гороха; записать наборы генов родителей с желтыми и зелеными семенами, обозначив доминантные гены заглавными, а рецессивные – прописными буквами, знаком умножения обозначить их скрещивание, символами показать пол, выписать гены в гаметах и определить их сочетание в первом гибридном поколении. Так учащиеся в значительной степени самостоятельно обнаруживают сочетание одинаковых генов у гомозиготных родителей и разных генов – у гетерозиготного первого гибридного поколения. Они делают вывод, что все первое гибридное поколение гетерозиготно, единообразно по генотипу и по фенотипу (семена имеют желтую окраску).

Затем учащиеся самостоятельно определяют тип гамет гибридов P, их возможное сочетание во втором поколении и также, привлекая знания мейоза и оплодотворения, объясняют расщепление признаков, их соотношение во втором поколении. Школьники поясняют, что у гомозиготного организма в процессе мейоза образуются гаметы с одинарным набором генов, поэтому, например, во всех женских гаметах будет ген А, во всех мужских – ген а. У гетерозиготного организма образуются также гаплоидные гаметы, но двух сортов в равном количестве: половина с геном А и половина с геном а. Поэтому при скрещивании гомозиготных форм в процессе оплодотворения могут объединяться только гены Л и а, и восстановиться диплоидный набор хромосом. При скрещивании гетерозигот возможны разные сочетания гамет: АА, Аа и аа, поэтому и потомство во втором поколении оказывается разнообразным как по генотипу, так и по фенотипу, в то время как в первом поколении оно все однообразно по генотипу – Аа и по фенотипу (желтый цвет семян).

Для закрепления знаний учитель предлагает записать схему скрещивания гороха с желтыми и зелеными семенами в форме решетки Пеннета. Еще большему закреплению знаний способствует самостоятельное выполнение учащимися задания: объяснить промежуточный характер наследования с использованием знаний цитологии – учения о мейозе и оплодотворении. Учащиеся составляют решетку Пеннета, заносят в нее данные о гаметах и зиготах и определяют фенотипы. В ходе обсуждения результатов работы (учитель просит школьников запомнить, что мейоз и оплодотворение составляют цитологические основы законов наследственности.


Учителю биологии на заметку:

Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Методика обучения общей биологии