Основные понятия курса

Ведущие биологические понятия заключительного курса можно разделить на общебиологические, гносеологические, политехнические.

Отмеченные в схеме общебиологические понятия отражают лишь самые основные стороны организации и эволюции живых систем. Они развиваются на основе анатомо-физиологических, систематических, экологических, цитологических, генетических и других понятий, характеризующихся меньшей степенью общности.

В особые группы следует выделить гносеологические и политехнические понятия, которые теснейшим образом связаны с общебиологическими. Гносеологические понятия часто составляют базу для формирования общебиологических, а последние составляют основу для формирования политехнических знаний.

Понятия организменной системы жизни. Понятия этой группы формируются в предшествующих биологических дисциплинах, а в курсе общей биологии они развиваются и обогащаются, рассматриваются в новых связях и отношениях, вскрывается их сущность.

Центральное место в этой группе занимают цитологические понятия. На уровне клетки одноклеточного и многоклеточного организма проявляются общие закономерности, устанавливается материальное единство живой природы. Понятие клеточного строения организмов раскрывается уже при ознакомлении с предпосылками дарвинизма. Школьники узнают, что проникновение на клеточный уровень и создание клеточной теории позволили обнаружить родство между растительным и животным царствами. Изучение наследственности и изменчивости в теме «Дарвинизм» помогает учащимся осознать значение познания внутриклеточных структур для понимания материалистической сущности биологических явлений. Рассмотрение этапов развития жизни в разные геологические эры дает возможность отметить происхождение многоклеточных форм от колониальных, а последних – от древних одноклеточных. Обобщение знаний клеточного строения многоклеточных и одноклеточных организмов подготавливает почву для углубленного изучения основ цитологии.

Понятие обмена веществ и превращения энергии в клетке развивается также на основе знаний внешних проявлений этого процесса на уровне организма. Сущность клеточного метаболизма выявляется в результате раскрытия связи биохимических процессов с теми структурами, в которых они протекают. Изучение процессов обмена веществ в клетке служит основой для развития знаний таких проявлений жизнедеятельности, как движение, размножение, а также круговорота веществ и потока энергии в биогеоценозах и биосфере.

Закономерности индивидуального развития организмов получают цитологическое освещение. В теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» клетка (зигота) рассматривается как начальный этап формирования многоклеточного организма. Знания общего хода онтогенеза различных организмов используются для развития понятия биогенетического закона, для углубленного рассмотрения цитологических и биохимических механизмов онтогенеза.

Переход с клеточного на организменный уровень позволяет установить связи между генами и признаками, показать примерные пути реализации наследственной информации в ходе индивидуального развития, возникновение модификаций в разделе «Основы генетики и селекции».

Понятие обмена информацией тесно связано со знаниями размножения, наследственности, онтогенеза. При изучении клеточного метаболизма на элементарном уровне раскрывается проблема реализации генетической информации от зиготы к взрослому организму. Основы генетики вскрывают дискретную природу наследственной информации, механизм ее передачи будущим поколениям и путь реализации в онтогенезе. Изучение строения и жизнедеятельности клетки дает возможность рассмотреть вопросы происхождения жизни.


Учителю биологии на заметку:

Общебиологические понятия
Понятия вида и популяции
Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Методика обучения общей биологии