Основные пути и направления эволюции органического мира

Вопрос о путях и направлениях эволюции центральный в теме. Усвоению знаний ароморфоза, идиоадаптаций, биологического процесса и регресса должно быть уделено основное внимание в процессе изучения темы. Необходимо сформировать у школьников умение использовать знания основных путей и направлений эволюции в мире растений и животных, в определении соотношения различных направлений эволюции.

Для раскрытия проблемы на первом и втором уроках целесообразно использовать лекцию с элементами беседы, в которой осветить учение А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена о направлениях эволюции, содержание понятий биологического прогресса и регресса. Работа с фильмом «Основные направления эволюции» на третьем уроке позволит закрепить знания учащимися направлений эволюции.

Лекцию следует построить в проблемном плане, для иллюстрации использовать таблицы. Чтобы создать проблемную ситуацию, учитель дает зарисовку картин жизни в архейскую эру, приводит доказательства существования в это время примитивных организмов, относительного однообразия жизни: преобладание дробянок (бактерии и сине-зеленые водоросли), одноклеточных и примитивных многоклеточных растений, животных и грибов. Затем в общих чертах он воспроизводит современную картину живой природы, подчеркивая ее многообразие, обращая внимание на высокий уровень организации млекопитающих, птиц, цветковых растений, сложность строения и функций которых по сравнению с примитивными существами архейской эры очевидна. Учитель обобщает, что органический мир прошел сложный путь развития, что эволюция совершалась в основных ветвях древа жизни от простых, низших, к сложным, высшим, формам – млекопитающим, птицам, насекомым, покрытосеменным растениям, процветающим в современную эпоху. Ставит проблему: каковы основные направления эволюции органического мира, обеспечившие современное его многообразие?

Целесообразно сразу назвать все направления: ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию – и отметить, что развитие органического мира с самого начала его возникновения осуществлялось по трем направлениям. Учитель формулирует определение ароморфоза и подчеркивает, что ароморфоз представляет собой крупные эволюционные изменения, способствующие общему подъему организации на более высокий уровень жизни, освоению новых сред обитания, ослаблению конкуренций между видами. Сообщает, что ароморфозы лежат в основе появления классов позвоночных животных, всех отделов растений. Характеристика ароморфоза конкретизируется примерами.

Для определения крупных эволюционных изменений, способствующих появлению классов, отделов, школьники сравнивают между собой классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, а также отделы растений. Сравнение рыб и земноводных позволяет отметить появление у последних трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (у рыб двухкамерное сердце и один круг кровообращения), легких и воздушного дыхания. Крупные изменения отмечаются также у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, у птиц и млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися. Аналогичное сравнение отделов растений позволяет выявить крупные изменения – дифференциацию клеток и образование тканей и органов.

современные этикетировочные машины Подробнее


Учителю биологии на заметку:

Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Методика обучения общей биологии