Палеонтологические доказательства эволюции

Главная задача урока – ознакомить учащихся с доказательствами эволюции, которые исследует палеонтология, раскрыть ее методы, добытые факты, подвести учащихся к воссозданию картин жизни на Земле в отдаленные времена. Решению данных задач способствуют использование методов беседы, наблюдения, организация самостоятельной работы с ископаемыми остатками или с фрагментом фильма «Доказательства и методы изучения эволюции». Деятельности учащихся необходимо придать поисковый характер.

Проверка знаний доказательств эволюции подготавливает школьников к поиску ответа на вопрос: существуют ли прямые доказательства развития органического мира? Как правило, отдельные учащиеся называют ископаемые остатки, которые являются подлинными документами прошлого живой природы. Учитель сообщает о палеонтологии, которая изучает ископаемые остатки организмов и условия их сохранения в земной коре. В связи с этим учащимся предлагается определить, какие слои земли хранят более древние остатки организмов.

В процессе обсуждения ответов школьников учитель вводит понятие деления истории живой природы на эры, периоды с учетом изменений земной коры и жизни на ней. Учитель называет эры и кратко характеризует органический мир в каждую из них, сведения о котором получены по ископаемым остаткам.

Для ознакомления с различными формами сохранности организмов, разнообразием вымерших видов, для установления сходства и родства вымерших и ныне живущих видов, а также выявления различий между ними учащиеся выполняют самостоятельную работу с ископаемыми остатками. Учитель выдает ископаемые остатки и предлагает общее для всего класса задание: 1. Рассмотрите ископаемые остатки, определите по ним тип и класс растений или животных. 2. Сравните вымерший организм с современными организмами, на основании черт сходства и различий сделайте вывод эволюционного плана. 3. Определите примерное время жизни организмов и условия, способствующие сохранению окаменелостей и отпечатков.

Результаты самостоятельной работы обобщаются в ходе беседы. Учащиеся делают вывод о сходстве вымерших растений и животных с современными, о том, что наиболее древние растения и животные имели примитивное строение, что сохранению ископаемых остатков способствуют особые условия, поэтому палеонтологических находок немного.

Для показа роли палеонтологических документов в воссоздании эволюции органического мира учитель предлагает учащимся прочитать статью «Филогенетические ряды», рассмотреть рисунок, для того чтобы понять, как русский палеонтолог В. О. Ковалевский по ископаемым остаткам выяснил историю развития лошади в связи с изменением среды обитания. Учащимся можно предложить объяснить эволюцию лошади с позиций учения Дарвина, обратить внимание на сохранение естественным отбором мутаций, связанных с увеличением размеров тела, сильным развитием среднего пальца и уменьшением остальных, специализацией зубного аппарата, связанной с измельчением злаковой растительности сухих степей, пришедших на смену лесам. Значение палеонтологии в познании эволюции органического мира становится очевидным при ознакомлении с историей развития слона. Вместе с тем важно, чтобы учащиеся правильно оценивали значение палеонтологии, чтобы они понимали неполноту палеонтологических документов, которые дополняют другие доказательства эволюции.

Для закрепления, обобщения, систематизации знаний о всех доказательствах эволюции в заключение урока целесообразно продемонстрировать весь фильм «Доказательства и методы изучения эволюции». С этой целью учитель предлагает задание: 1. Что изучает палеонтология? Как определить возраст ископаемых остатков? 2. Какое значение для изучения эволюции имеют палеонтологические находки? Покажите это на конкретных примерах. 3. Как удалось восстановить эволюцию лошади, слона? Какие органы у этих животных претерпели наибольшие изменения? 4. Под влиянием каких факторов происходила эволюция лошади? Найдите гомологичные органы у лошади и слона. О чем они свидетельствуют? 5. Можно ли изучать эволюцию органического мира только по ископаемым остаткам? Ответ обоснуйте.

Для выполнения задания класс делится на группы и каждая группа отвечает на один вопрос, причем учащиеся готовят ответ индивидуально. Если нет возможности использовать фильм, то закрепление следует проводить по указанным вопросам, а в. качестве наглядности применять таблицы, ископаемые остатки. Эти же вопросы или подобные им целесообразно использовать и для проверки знаний учащихся.


Учителю биологии на заметку:

Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Методика обучения общей биологии