Первый закон Г. Менделя

Важно подчеркнуть, что до Г. Менделя ученые пытались изучить наследственность, проводили скрещивание, однако безуспешно. Успех Г. Менделю обеспечил удачный выбор объекта исследования: он использовал горох, который является строгим самоопылителем. Кроме того, он прослеживал наследование не всего комплекса признаков, а лишь одной их пары на большом числе растений (особей) и провел математическую обработку результатов опыта. Рассказ учителя сопровождается рассматриванием растений гороха и таблицы с изображением его цветка.

Затем учитель переходит к раскрытию первого закона наследственности. Для его иллюстрации использует гербарные материалы гороха двух сортов, их семена, полученные от первого гибридного поколения, а также от второго поколения, полученного в результате расщепления. Учитель показывает исходные формы (на гербарных материалах, семенах или таблице) и растения первого поколения, вводит определение правила единообразия, понятия доминантных и рецессивных признаков. Он просит школьников предсказать, каким будет потомство у гибридов первого поколения. После обсуждения ответов учитель сообщает о расщеплении признаков во втором поколении, записывает соотношение и формулирует закон расщепления. Школьники рассматривают, определяют генотип и фенотип исходных форм (пока без символов). В ходе проверки итогов работы с рисунком учитель вводит генетическую символику, обращает внимание на различия в записи генотипов исходных и гибридных форм и дает определение гомо- и гетерозиготы.

При наличии материала – семян гороха разного цвета – можно раздать учащимся их набор в отношении 3:1 (желтых и зеленых), предложить рассортировать по цвету и выявить соотношение желтых и зеленых семян, полученное во втором поколении. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о неоднородности второго поколения и выявляют соотношение особей с разными признаками. Если нет раздаточного материала, школьники по рисунку анализируют фенотипы потомства в р2, выводят соотношение, упражняются в определении гомо- и гетерозигот, фенотипов и генотипов. Затем они знакомятся с расщеплением в третьем и последующих поколениях, на основании чего приходят к выводу, что гомозиготы не дают расщепления, а гетерозиготы расщепляются в отношении 3:1, как и во втором поколении.

Развитию и закреплению знаний закономерностей наследования при моногибридном скрещивании способствует знакомство с явлением промежуточного наследования. Учитель просит выяснить, каким будет потомство от скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками. Чаще всего школьники называют красные цветки. Затем учитель предлагает рассмотреть рисунок 96 в учебнике и убедиться в том, что гибридное потомство все однообразно, но имеет розовые цветки, т. е. промежуточную окраску, а в Р2 они обнаруживают белую, красную и розовую окраску цветков. Учитель просит определить генотипы всех форм и соотношение расщепления во втором поколении. Школьники приходят к выводу, что розовую окраску цветков имеют гетерозиготы и только они дают расщепление, что во втором поколении расщепление по фенотипу соответствует расщеплению по генотипу.

В заключение учитель обращает внимание на статистический характер закона расщепления и подчеркивает его значение для подтверждения правильности теории Дарвина. Генетика доказала, что наследственные признаки не исчезают в потомстве, не растворяются, а проявляются в различных соотношениях во втором и последующих поколениях. Полезные наследственные изменения подхватываются естественным отбором и в результате скрещивания распространяются среди особей вида.

Любит заказывать прокат авто в Москве государственный служащий в компании МГАП.


Учителю биологии на заметку:

Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Новообразование при скрещивании. Генотип как целостная система
Значение генетики для медицины и здравоохранения
Последствия родственных браков пагубны
Методика обучения общей биологии