Письменные работы и диктанты

Письменные работы позволяют выяснить уровень знаний одновременно всех учащихся класса. Как правило, в течение 15– 20 минут урочного времени школьники решают задачи по молекулярной биологии, генетике, работают с тестом, пишут терминологические диктанты, составляют схемы, таблицы, анализируют рисунки.

При проведении диктанта необходимо использовать по крайней мере два набора терминов, чтобы сидящие рядом школьники не могли заимствовать друг у друга определения или описания. Так, в пятиминутном диктанте после изучения темы «Общая характеристика биологии в до дарвиновский период» один ряд учащихся раскрывает значение терминов: «систематика», «градация», «эволюция», «вид», другой – «бинарная номенклатура», «факторы эволюции», «отклонение от «градаций», «классификация» и т. п.

Тестовый контроль не может иметь решающего значения в учете успеваемости (школьников, так как он не позволяет выяснить всю глубину и полноту знаний. Однако эта форма проверки имеет достоинства: установление быстрых обратных связей с учащимися, безотлагательный анализ их ответов, возможность тотчас же разъяснить непонятные вопросы. Тесты могут быть рассчитаны на проверку усвоения школьниками фактических знаний, на контроль умения применять знания в новых ситуациях, на выявление способности устанавливать причинно-следственные связи и производить другие мыслительные операции. Так, тестами можно выяснить знание последовательности фаз митоза или соподчиненности систематических категорий.

При проведении письменной проверки знаний всего класса следует в заданиях использовать рисунки, натуральные пособия, микропрепараты, модели и другое оборудование. Так, школьникам можно раздать рисунки органического мира различных геологических эпох с отмеченными представителями флоры и фауны и предложить опознать эпоху и организмы, определить систематическое положение организмов, описать направления эволюции тех групп, представители которых отмечены, охарактеризовать климатические и геологические условия эры.

Эффективной и рациональной формой проверки знаний по общей биологии, особенно в курсе IX класса, служит уплотненный опрос, при котором сочетаются разные приемы проверки и удается определить уровень подготовки значительного числа школьников. Группам из 3–5 человек предлагаются вопросы для письменного ответа, 2–3 школьника выполняют письменные задания по рисункам или микропрепаратам, еще 2–3 – у доски готовят схемы, рисунки, планы своих ответов, а другие отвечают устно под контролем остальных учащихся класса, которые пишут короткие рецензии на их ответы.


Учителю биологии на заметку:

Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Лекционно-семинарская форма учебной работы
Формы организации учебной деятельности школьников
Введение в преподавание отдельных тем
Курс эволюционного учения
Становление систематики. Труды К. Линнея
Методика обучения общей биологии