Питекантроп и австралопитек

Затем учитель характеризует следующий этап эволюции человека. Он показывает изображения питекантропа на таблице и просит учащихся сравнить его с человеком. С помощью учителя школьники отмечают человеческие черты у питекантропа: объем мозга близок к человеческому, развитые лобные доли свидетельствуют о хорошем зрении, а височные – о развитии слуха и широком спектре воспринимаемых звуков, бедренная кость мало отличается от человеческой. Эволюция различных частей тела протекает неодинаковыми темпами (изменения таза и нижней конечности опережают развитие черепа и мозга), прямохождение – более древнее приобретение, которое могло способствовать возникновению труда, развитию мозга и речи.

Далее учитель выявляет черты обезьян в облике питекантропа; большой надглазничный валик, скошенная назад лобная кость, массивная нижняя челюсть, отсутствие подбородочного выступа, длинные руки и короткие ноги.

Основные сведения об австралопитеке, человеке умелом, питекантропе и других предках человека школьники заносят в сводную таблицу.

Учитель сообщает, что остатки древнейшего человека обнаружены в Африке, Азии, Европе. Эти находки свидетельствуют о том, что питекантроп был широко распространен в Старом Свете. В Новом Свете его ископаемые остатки не обнаружены. Данные факты свидетельствуют о том, что формирование человечества происходило в Старом Свете. Отсюда люди расселились по всем материкам. В Америку человек попал 10–15 тыс. лет назад через Берингов пролив.

Необходимо подчеркнуть, что в эволюции древнейшего человека огромную роль играл естественный отбор. Однако зачатки трудовой деятельности, развивающееся сознание постепенно освобождали человека от необходимости биологического приспособления к среде, благодаря чему роль естественного отбора ограничилась.

Учитель отмечает, что трудовая деятельность могла возникнуть у предков человека благодаря прямохождению, освобождению руки, изменению строения позвоночника, задних конечностей, руки, черепа, т. е. в результате наследственной изменчивости и естественного отбора.


Учителю биологии на заметку:

Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Органические вещества клетки. Белки и аминокислоты
Строение белков
Свойства и функции белков
Углеводы внутри клетки
Роль жиров в жизни клетки
ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Методика обучения общей биологии