Получение чистых линий

Выявление особенностей биологии животных позволяет определить систему методов, используемых в селекции животных. Восстановление знаний статистической природы законов наследственности убеждает учащихся в том, что в малочисленном потомстве соотношение расщепления будет отклоняться от установленного Менделем. В связи с этим каждая отдельная особь представляет ценность, надо уметь определять ее достоинства. Исходя из сказанного, большое значение приобретает знание коррелятивных связей между признаками, например корреляция ряда хозяйственно ценных признаков с телосложением, обменом веществ и др. Полученные сведения позволяют по форме, размеру разных частей тела животных определить их будущую продуктивность.

Учитель предлагает вспомнить, как получают чистые линии растений, и высказать мнение о создании чистых линий у животных. Учащиеся отмечают раздельнополость животных и приходят к выводу о близкородственном скрещивании как способе получения гомозиготных чистых линий. Затем в процессе беседы они устанавливают сложность получения мутантных форм, полиплоидов у высокоорганизованных животных, но выявляют возможность искусственного мутагенеза в селекции рыб, насекомых. В результате учащиеся приходят к выводу, что в селекции животных используются главным образом два метода – скрещивание и отбор. Возникает необходимость рассмотреть различные виды скрещивания, установить сходства и различия данного метода в селекции растений и животных. Учащиеся приходят к выводу, что скрещивание – универсальный метод получения наследственных изменений в селекции растений и животных, оно повышает эффективность отбора. Подобно типам скрещивания в селекции растений, в селекции животных выделяют родственное (между братьями и сестрами, между родителями и потомством) и неродственное (между особями породы или разных пород) скрещивание. Исходя из знания методов селекции растений, учащиеся должны объяснить, с какой целью применяется каждый тип скрещивания. Они отмечают, что близкородственное скрещивание применяется для получения чистых линий с целью перевода хозяйственно ценных генов в гомозиготное состояние, повышения стабильности признаков, последующего скрещивания и получения эффекта гетерозиса. Школьники отмечают значение неродственного скрещивания, в результате которого в потомстве получается удачная комбинация генов, обеспечивающая формирование целого ряда хозяйственно важных признаков. Учитель подчеркивает, что без отбора оба типа скрещивания не приведут к ожидаемым результатам. Так учащиеся приходят к выводу об отборе как ведущем методе селекции животных, его универсальном характере – применении в селекции, как растений, так и животных.

Учитель останавливается на способах получения эффекта гетерозиса на основе межпородного и межвидового скрещивания свиней, крупного рогатого скота и других животных для повышения их продуктивности и скороспелости. Учащиеся знакомятся со специфическим методом селекции животных – испытанием производителей по потомству. Им предлагается высказать соображения о том, как узнать о хозяйственных качествах самца, которые проявляются по материнской линии, но зависят и от отца: удойность молока, яйценоскость кур. С помощью учителя школьники на основе знания закономерностей наследственности приходят к выводу о необходимости изучения данного признака у потомства. Учитель подчеркивает ценность этого метода в настоящее время, когда стало широко использоваться искусственное осеменение, в связи с чем очень важно знать все качества производителя, чтобы отобрать лучшие признаки.

При закреплении знаний внимание учащихся привлекается к усвоению ими биологических особенностей животных, методам скрещивания и отбора, корреляционной зависимости признаков, важности учета родословной, используемой в селекции животных, к методу испытания производителей по потомству и способам получения гетерозиса.


Учителю биологии на заметку:

Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии