Понятия вида и популяции

Термин «вид» учащиеся использовали в курсах ботаники и зоологии. В курсе общей биологии понятие вида углубляется, расширяется благодаря введению понятий критериев вида, сопоставления взглядов К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина на вид.

Упражнения в определении видов одного рода способствуют четкому усвоению его морфологического, физиологического, генетического, экологического, географического критериев. Уже при изучении системы К. Линнея отмечается недостаточность морфологического критерия для характеристики вида как биологической системы. Внутривидовые отношения и факторы, препятствующие межвидовым скрещиваниям, трактуются как механизмы, обеспечивающие целостность и прерывность видов.

При изучении основ цитологии и генетики выявляются генетические механизмы и эволюционное значение репродуктивных барьеров, которые препятствуют возникновению негармоничных и несовместимых генетических комбинаций и вместе с тем закрепляют ценные гены и способствуют их распространению и накоплению в генофонде вида.

Уже на первых этапах изучения дарвинизма выявляется сходство наследственной основы организмов одного вида, развивается понятие генетического критерия.

Важнейший критерий вида – внутривидовые отношения – раскрывается при изучении борьбы за существование. Значение внутривидовых отношений для эволюции проясняется при изучении истории развития органического мира, вопросов генетики и биоценологии.

Экологический критерий конкретизируется при формировании понятий борьбы за существование, этапов развития органического мира, структуры среды обитания и биоценозов.

Географический критерий вида раскрывается при изучении дарвиновской теории эволюции органического мира, способов видообразования, учения о биоценозе и биосфере.

Норма реакции организмов – показатель важнейшего видового свойства, т. е. приспособленности к среде обитания. При ознакомлении с теорией Дарвина не только выясняется соответствие вида среде обитания, но и вскрываются причины возникновения адаптаций. Понятие широкой и узкой приспособленности тесно связано со знаниями направлений эволюции, видообразования и вымирания видов, форм отбора.

Понятие структуры вида предшествует знаниям видообразования, что способствует предотвращению одностороннего понимания популяций и подвидов только как зачатков новых видов в недрах старых.

При изучении теории Дарвина на конкретных примерах развивается понятие популяции как элементарной системы видового уровня жизни, локализованной на определенном, относительно обособленном участке ареала. Популяции характеризуются наибольшим числом связей между организмами, которые отличаются незначительным числом признаков, не препятствующих свободному скрещиванию. Микроэволюция трактуется как направляемый естественным отбором процесс изменения генетической структуры популяции. В этой связи освещается понятие популяционных волн, их значение в изменении генного состава популяции. Знания искусственных популяций (порода, сорт, штамм) конкретизируют понятия естественных внутривидовых групп. Понятие популяции развивается при изучении генетики, рассматриваются генетическая структура, генофонд, закономерности распространения генов.

В последующем популяции рассматриваются в экологическом аспекте как компоненты биоценозов, вскрываются механизмы регуляции численности организмов.

Понятие видообразования как основы эволюции относится к числу важнейших понятий популяционно-видовой формы жизни. Четкие знания школьников структуры и репродуктивной изоляции видов – необходимая предпосылка усвоения знаний видообразования как процесса, протекающего на основе действия наследственной изменчивости и естественного отбора.

С видообразованием тесно связано понятие эволюционной перспективности видов, которое соединяет классическую дарвиновскую теорию с учением о направлениях эволюции.

Развивается понятие неравноценности видов в эволюции, о которой можно судить по числу видов-потомков, а также по степени и скорости морфофизиологических изменений. Отмечается большая роль в эволюции видов, которые стали родоначальниками классов, типов, по сравнению с видами – родоначальниками родов, семейств, отрядов.


Учителю биологии на заметку:

Биогеоценоз, биотическая среда, обмен веществ
Эволюционные понятия
Гносеологические понятия
Политехнические понятия
Воспитание в процессе обучения
Формирование научного мировоззрения
Задачи в процессе изучения
Отрицание отрицания. Повторяемость в процессе развития
Материалистическое воспитание
Патриотическое и интернациональное воспитание
Правовое и этическое воспитание
Методика обучения общей биологии