Популяция – элементарная структура вида

Знания вида расширяются и углубляются при раскрытии его структуры, выявлении структурной единицы вида – популяции. Для понимания учащимися процесса эволюции необходимо добиться усвоения ими знаний популяции как элементарной единицы эволюции, характеризующейся относительной целостностью и устойчивостью. Важно также сформировать у школьников знания целостности вида, несмотря на прерывистый характер его структуры. Исходя из знания факторов, обеспечивающих целостность и устойчивость популяции, учитель формулирует меры охраны популяций разных видов.

Знания учащимися критериев вида следует проверять с помощью метода беседы в процессе изучения нового материала. Объяснение нового материала учитель начинает с восстановления знаний критериев вида (ответы оцениваются). Внимание учащихся привлекается к географическому критерию. По зоогеографиче- ской карте учащиеся прослеживают ареал зайца-русака и зайца- беляка, лисицы обыкновенной и степной. Привлекают знания видов растений и животных, которых они наблюдали на экскурсии в местный биогеоценоз. Так учащиеся подготавливаются к выводу о том, что ареалы видов не являются сплошными, что особи неравномерно распределены в пределах ареала вида, так как не везде имеются условия для их существования и размножения. В связи с этим население вида распадается на естественные группировки особей, устойчиво занимающих определенную территорию и относительно обособленных от другой группы особей данного вида, обладающих наибольшим сходством, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство. Подобные группировки особей вида называются популяциями.

Необходимо убедить учащихся в том, что популяция представляет собой не хаотичное скопление особей, а устойчивое и целостное образование, надорганизменную систему. Для этого важно показать связи между особями популяции. Легче всего это сделать на популяциях животных. С помощью учителя школьники устанавливают связи между родителями и детьми, между особями разного пола, иерархию в стаде оленей, стае волков. Анализ взаимоотношений между родителями и детьми, например, у млекопитающих, между полами, форм общения с помощью различных сигналов (звуков, жестов, поз) убеждает учащихся в том, что особи популяции тесно взаимосвязаны. Учитель делает вывод, что благодаря всему разнообразию связей между особями популяции достигается ее устойчивость и целостность. Полученные знания имеют большое значение для охраны популяций, поддержания численности ее на определенном уровне.

Сначала учитель раскрывает понятие популяции как единицы эволюции, а затем рассматривает меры охраны популяций. Знания учащимися связей между особями популяции позволяют поставить вопрос: где возникают и накапливаются наследственные изменения? С помощью учителя школьники приходят к выводу, что в результате скрещивания и размножения особей возникающие в процессе индивидуального развития изменения распространяются в популяции. Неоднородность особей в популяции создает условия для действия естественного отбора. Следовательно, эволюционный процесс совершается в недрах популяции, она является элементарной единицей эволюции.


Учителю биологии на заметку:

Популяция и целостность вида
Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Методика обучения общей биологии