Популяция и целостность вида

Для подведения школьников к выводу о том, какие должны быть меры охраны популяций, рассматриваются примеры изменения численности популяций разных видов животных под влиянием различных факторов: низкие температуры, нехватка корма, неумеренный промысел, охота без учета сезона жизни животных, возрастного состава популяции и т. д. Анализ конкретных примеров (колебание численности белок в зависимости от суровых зим, запасов корма; изменение численности хищников в зависимости от численности животных, которыми они питаются) убеждает учащихся в том, что численность популяции зависит от множества факторов, которые необходимо знать и учитывать человеку в своей деятельности, чтобы не вызвать уничтожение популяций и видов. Приводятся примеры восстановления численности ряда видов животных, которым грозило вымирание (бобры, куланы, сайгаки, лоси и др.), а также редких видов, которые нуждаются в заботе и охране.

В заключение урока учащиеся с помощью учителя рассматривают понятие целостности вида. Учитель спрашивает школьников: не ведет ли распадение вида на популяции к его гибели, к нарушению целостности и можно ли назвать вид целостной надорганизменной системой? Учащиеся знают, что целостность популяции обеспечивается связями между ее особями. Эти знания они переносят на вид, между особями которого существуют те же связи, что и между особями популяции. Главная связь – их способность скрещиваться и давать плодовитое потомство, в то время как между особями разных видов существует репродуктивная изоляция. В процессе эволюции сформировались различные механизмы изоляции (несовпадение времени и места размножения, особенности поведения, генетические и физиологические различия, препятствующие оплодотворению), благодаря которым скрещивание между разными видами оказывается невозможным.

Важно подчеркнуть, что изоляция присуща особям вида, а не результат внешнего воздействия. В качестве примера несовпадения времени и места размножения можно привести изоляцию между разными видами жаб, которые мечут икру в разные места. Репродуктивная изоляция служит показателем целостности вида, несводимости его к сумме особей. Видовые приспособления могут быть вредными для отдельных особей, но они идут на пользу вида в целом (каннибализм как форма регуляции численности, турнирные приспособления и др.).

Учитель просит школьников привести другие примеры видовых приспособлений. Они могут назвать пение птиц для обозначения занятой территории, привлечения самочки, устройство гнезд, обучение потомства, сигнализацию, стадный образ жизни, высокую плодовитость и др. Важно отметить связь различных видовых приспособлений: большая численность и малые размеры организмов связаны с низкой выживаемостью организмов и высокой их плодовитостью. Обратные связи у крупных высокоразвитых животных.

В заключение учитель подводит школьника к выводам: 1) виды и популяции представляют собой надорганизменные формы жизни, характеризующиеся целостностью и устойчивостью; 2) популяция является структурной единицей вида; 3) популяция – это элементарная единица эволюции; 4) для сохранения популяций необходимо знание факторов, влияющих на ее численность; 5) многочисленные видовые приспособления обеспечивают целостность и устойчивость видов; 6) чем больше популяций входит в состав вида, тем шире его ареал, тем разнообразнее его приспособления к различным условиям обитания.


Учителю биологии на заметку:

Наследственность и изменчивость – факторы эволюции видов
Вопросы о наследственности и изменчивости
Искусственный отбор – ведущий фактор создания новых сортов и пород
Борьба за существование и ее значение для эволюции
Внутривидовая борьба
Естественный отбор – ведущий, направляющий фактор эволюции
Приспособленность организмов – результат эволюции
Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Методика обучения общей биологии