Последствия родственных браков пагубны

Желательно дать учащимся задание: с генетических позиций объяснить отрицательные последствия родственных браков. Учащиеся могут сообразить, что в результате родственных браков происходит объединение гамет со сходными генотипами, многие аллели переходят в гомозиготное рецессивное состояние, что способствует фенотипическому проявлению вредных мутаций.

Затем учитель спрашивает: есть ли в классе среди знакомых близнецы, какова их степень сходства, какого они пола? В связи с этим он вводит понятие одно- и разнояйцевых близнецов. Отмечает образование однояйцевых близнецов из одной зиготы, на первых стадиях ее дробления бластомеры разъединятся и из каждого бластомера развивается зародыш, что обусловливает их генетическую тождественность. Учитель подчеркивает, что высокая степень сходства однояйцевых близнецов, проживающих в разных условиях, указывает на большую зависимость признаков человека от генотипа. Поэтому на однояйцевых близнецах удается проследить зависимость формирования признаков от генотипа, предрасположенность человека к различным заболеваниям, частоту появления мутаций. Так, если однояйцевые близнецы живут в сходных условиях, но у них обнаруживаются различия, значит, произошли мутации. Однояйцевые близнецы имеют, как правило, одни и те же болезни, в то время как у разнояйцевых такого соответствия не наблюдается.

Учитель просит вспомнить, что представляет собой популяция, какими она характеризуется признаками. Учащиеся отмечают ее целостность, которая достигается свободным скрещиванием ее особей, относительной изоляцией от других популяций. Эти знания помогают осознать возможность изучения генетики человека в относительно обособленных поселениях людей. Есть популяции, среди которых встречается много альбиносов, людей с дефектами слуха и др. Учитель сообщает о популяционном методе, с помощью которого также прослеживается наследование ряда признаков.

Затем учитель делает обобщение о том, что все рассмотренные методы позволяют лишь наблюдать проявление действий наследственных факторов. Он ставит вопрос: нельзя ли непосредственно изучать наследственный аппарат и находить в нем аномалии? Школьникам известно, что размеры генов очень малы, в них трудно обнаружить нарушения; а хромосомы можно наблюдать непосредственно. Так вводится понятие цитогенетического метода, сущность которого состоит в изучении строения хромосом, обнаружении в них аномалий и связанных с ними заболеваний.

Учитель демонстрирует кариотип человека, приводит примеры увеличения или уменьшения числа хромосом и связанные с этим нарушения в развитии организма человека. Он просит школьников объяснить, в результате какого процесса изменяется число хромосом в клетках. Учащиеся вспоминают о мейозе и оплодотворении и правильно отмечают роль этих процессов в нарушении кариотипа человека. Учитель показывает рисунки больных людей синдромом Дауна, Клайнфельтера и поясняет, что цитогенетическим и другими методами исследования удалось выявить природу этих болезней. В их основе лежит нарушение кариотипа – моносомия, трисомия по различным парам хромосом.


Учителю биологии на заметку:

Равноценность человеческих рас с точки зрения генетики
Обобщение знаний закономерностей наследования
Изучение изменчивости организмов
Модификационная изменчивость
Закономерности изменчивости
Наследственная изменчивость. Мутации
Типы мутаций и их изучение
Причины мутаций внутри клетки
Материальные основы наследственности. Генная инженерия
Генетические основы эволюционной теории
Комбинативная изменчивость на передовой эволюции
Методика обучения общей биологии