Послезародышевое развитие организма. Обобщение знаний по теме

Тема завершается изучением вопросов послезародышевого развития и систематизацией основных знаний размножения и онтогенеза. Главная задача урока состоит в том, чтобы учащиеся усвоили знания о зависимости послезародышевого развития не только от наследственной информации, но и от факторов среды, осознали приспособительное значение развития с метаморфозом, ведущее к ослаблению борьбы за существование между особями вида.

Изучение нового материала проводится методом беседы с использованием таблиц, коллекций. Объяснение учитель начинает с восстановления знаний у школьников этапов развития насекомых и позвоночных животных. Анализ примеров позволяет сделать обобщение о двух типах развития животных: прямом и с превращением. Учитель раскрывает особенности прямого развития животных, выражающегося в сходстве зародыша и взрослой формы, в использовании одной и той же среды обитания.

Далее учитель просит назвать стадии развития насекомых. Учащиеся отмечают, что развитие насекомых начинается с яйца, из него появляется личинка, потом куколка, а затем взрослая форма. Школьники раскрывают значение каждой стадии в жизни насекомого. Учащимся хорошо известна личиночная стадия в развитии насекомых. Они отмечают большую продолжительность данной стадии, активность личинок, подвижность, высокую интенсивность обмена. В связи с этим учитель ставит вопрос о вреде, наносимом сельскому хозяйству некоторыми насекомыми в личиночной стадии, о мерах борьбы с ними. Учащиеся восстанавливают знания борьбы за существование и раскрывают биологический метод борьбы с вредителями, задачи Продовольственной программы по данной проблеме.

Учитель предлагает школьникам использовать знания биогенетического закона для определения по этапам онтогенеза предковых форм насекомых. Учащиеся называют одноклеточные, колониальные, двуслойные и трехслойные червеобразные формы. Форма личинки сходна с червеобразными формами, что служит доказательством происхождения насекомых от древних червей.

Важно рассмотреть биологическое значение постэмбрионального развития с метаморфозом. Учитель просит выяснить зависимость организма в разные периоды жизни от окружающей среды. Анализ примеров убеждает учащихся в том, что в послезародышевый период на развитие организма большое влияние оказывает окружающая среда. Учитель обращает внимание на ускорение развития насекомых в условиях среды с повышенной температурой и замедление при понижении температуры.

Затем учащиеся определяют значение личиночной стадии для жизни вида. Обсуждение вопроса позволяет сделать вывод, что личиночную стадию можно рассматривать как приспособление вида к использованию им разных сред обитания, что способствует ослаблению внутривидовой борьбы.

Остальную часть урока необходимо посвятить обобщению знаний по теме. Все сведения о размножении подчиняются обоснованию значения этого свойства, раскрытию его биологической роли в непрерывном существовании вида, осуществлении преемственности между поколениями. С этих позиций учащиеся рассматривают особенности строения половых клеток, митоз и мейоз, оплодотворение. Обобщению знаний развития половых клеток способствует сравнение процесса образования яйцеклетки и мужских гамет, сравнение мейоза и митоза. Важно поставить вопрос о механизме, обеспечивающем преемственность между поколениями, чтобы побудить школьников к установлению связей между митозом, мейозом и оплодотворением.

Учитель обобщает знания закономерностей индивидуального развития организмов, предлагает учащимся использовать биогенетический закон для нахождения повторения признаков предков в процессе онтогенеза, просит раскрыть значение изменений в индивидуальном развитии для эволюции.

Значительное место отводится обобщению знаний путей использования закономерностей онтогенеза и форм размножения в сельскохозяйственной практике, показу ее роли в объективном характере знаний. По заданию учителя школьники должны обосновать на материале темы единство органического мира, раскрыть универсальный характер биологических явлений и процессов. При обобщении знаний зародышевого развития главное внимание школьников учитель направляет на механизм дифференцировки клеток, формирование органов, раскрытие материальной природы этих процессов, на их познаваемость. Такие обобщения подготавливают учащихся к усвоению вопросов генетики, способствуют развитию их диалектико-материалистического мировоззрения.


Учителю биологии на заметку:

Задачи темы молекулярной биологии
Взгляды на сущность жизни и ее возникновение
Вклад Энгельса
Современные теории происхождения жизни
Закрепление знаний по возникновению жизни
Проверка усвоения знаний возникновения жизни
Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Методика обучения общей биологии