Правовое и этическое воспитание

Основа правового воспитания учащихся при обучении общей биологии – ознакомление их с Конституцией, особенно с содержанием тех статей, в которых раскрываются права и обязанности русских людей на пользование землей; по охране земли, водных ресурсов, растительного и животного мира, воздуха и воды; по воспроизводству природных богатств и улучшению окружающей человека среды; права граждан на полноценный отдых и охрану здоровья; материальное обеспечение в старости и др.. Так, в связи с изучением значения генетики для здоровья человека важно ознакомить школьников с правом человека на охрану здоровья. В связи с этим необходимо раскрыть постановление Совета Министров «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», в котором отмечается, что в нашей стране созданы все условия для получения бесплатной квалифицированной медицинской помощи людьми, что создана государственная система здравоохранения, охраны материнства и детства и т. д.

Школьники знакомятся с положениями Основ законодательства и союзных республик о правах и обязанностях людей в отношении использования земель, природных богатств. Землепользователи обязаны принимать эффективные меры для повышения плодородия почв, предотвращения ветровой и водной эрозии, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, зарастания их сорняками. Специальной охране подлежат сельскохозяйственные угодья, особенно орошаемые и осушаемые земли.

Школьники должны знать, что промышленным предприятиям запрещено загрязнять земли отходами производства, сточными водами, вменено в обязанность восстанавливать плодородный слой, разрушенный при земляных работах строителями. Категорически запрещается использовать земли для извлечения нетрудовых доходов.

Можно ознакомить школьников с основами водного законодательства, согласно которому воды надо использовать эффективно, научно обоснованно, охранять их от засорения, загрязнения и истощения.

Вопросы правовой охраны лесов также получают освещение в курсе. Школьникам должно быть известно, что в России разработаны юридические нормы лесопользования, предусматривающие устранение или недопущение причинения вреда лесному фонду, нейтрализации последствий вредного воздействия на леса, компенсацию ущерба, нанесенного лесам неправомерными действиями. За нарушение правил лесопользования предусматривается уголовная, административная, материальная и дисциплинарная ответственность.

В процессе обучения формируется нравственное сознание уча щихся. Усилия преподавателей направляются на развитие у школьников нравственных чувств как важнейшего источника побуждения к этичным действиям и поступкам. Воспитание охватывает не только сферу сознания, но и область эмоциональных переживаний и практических действий.

Необходимо добиваться формирования у школьников таких черт личности, как непримиримость к аморальному поведению товарищей, недисциплинированности, безответственности; необходимо воспитывать противодействие чуждым идеологическим влияниям, гуманизм, высокие нравственные качества, чувство долга и ответственности перед Родиной.


Учителю биологии на заметку:

Трудовое воспитание
Общественно полезный труд
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Гигиеническое воспитание
Развитие учащихся в процессе обучения
Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Методика обучения общей биологии