Приспособленность организмов – результат эволюции

Главная задача изучения приспособленности организмов – усвоение знаний о механизме возникновения и формирования приспособлений под воздействием естественных материальных факторов (наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор). Следует обосновать их совместное действие, ведущую роль естественного отбора. На основе полученных знаний необходимо выработать умение опровергать религиозные взгляды на приспособленность.

В соответствии с программой проводится лабораторная работа, на которой учащиеся самостоятельно выполняют задание в поисковом плане с применением метода наблюдения натуральных объектов, гербарных материалов, коллекций «Приспособительные изменения в конечностях насекомых» и др. Учитель применяет метод беседы, в процессе которой он вначале привлекает знания, полученные учащимися на экскурсии (приспособления к сезонным изменениям, распространение плодов и семян, добывание животными пищи и т. д.). После вступительной беседы учащиеся делятся на группы по 3–4 человека, получают объект изучения (каждая группа свой вид) и выполняют следующие задания: 1. Рассмотрите особей данного вам вида, определите его среду обитания и основные черты приспособленности к ней. 2. Объясните с использованием теории эволюции процесс формирования какого-либо приспособления. 3. Выявите относительный характер приспособленности. 4. Ответы оформите в виде таблицы.

Перед выполнением задания можно проанализировать один пример, раскрыть механизм возникновения какого-либо приспособления, противопоставить дарвиновское объяснение трактовке Ламарка, показать различия между приспособлением и изменением. (Изменения могут быть вредными, полезными, безразличными; приспособления же всегда полезны в определенных условиях. Только те изменения становятся приспособлениями, которые прошли через отбор и способствовали выживанию и размножению особи.)

После выполнения задания можно предложить учащимся разных групп проверить ответы друг друга, проанализировать их. Затем учитель заслушивает ответы школьников, проверяет умение использовать учение Дарвина для объяснения возникновения приспособлений, опровержения утверждений религии о гармонии в природе, установленной творцом. Ответы оценивает. Для закрепления знаний целесообразно организовать работу с текстом учебника, в котором раскрываются механизм формирования приспособлений, а также экспериментальные доказательства естественного отбора, рекомендованные программой для ознакомления.

В заключение учащиеся записывают в тетрадях вывод: Ч. Дарвин дал материалистическое объяснение процесса возникновения приспособлений, показал, что приспособления сформировались под влиянием движущих сил эволюции.

Пальцы втулки экскаватора где купить втулка пальца.


Учителю биологии на заметку:

Видообразование – результат эволюции
Различные примеры видообразования
Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Методика обучения общей биологии