Проверка усвоения знаний возникновения жизни

При проверке итогов самостоятельной работы учитель выясняет понимание учащимися изученного материала и формулирует общие выводы. Жизнь возникла на определенном этапе развития Земли из неорганической материи благодаря создавшимся условиям, благоприятным для образования из простых веществ более сложных: из неорганических – простых органических, из мономеров – полимеров, из макромолекул – сложных надмолекулярных структур, обладающих динамической устойчивостью. В результате отбора сохранялись более динамически устойчивые формы, взаимодействующие со средой через обмен веществ. Возникшие между белками и нуклеиновыми кислотами связи закрепились отбором и привели к становлению матричного принципа синтеза веществ, а способность молекул ДНК к самоудвоению обеспечила преемственность между поколениями. Эти выводы учащимся следует записать в тетради и использовать их в ответах. В классах с сильным составом учащихся фильм можно использовать в качестве основного источника знаний, однако в классах со средним составом школьников лучше использовать его для закрепления знаний. Если не удастся использовать фильм на уроке, то после проведения беседы, самостоятельной работы с учебником основную часть изложенных выше вопросов к фильму можно использовать для обобщения и закрепления знаний учащихся, для формулирования выводов. Важно в заключение подчеркнуть уникальность явления жизни и необходимость защиты ее от уничтожения, необходимость борьбы против угрозы атомной войны.

Раздел имеет большие возможности в решении задач образования, воспитания и развития учащихся, которые определяются местом и ролью генетики в современном естествознании и медицине, значением селекции в сельскохозяйственном производстве и микробиологическом синтезе. Анализ наследственных структур и их функций позволяет выявить соотношение различных форм движения материи, случайности и необходимости в передаче наследственных свойств, возможности и действительности в формообразовательных процессах. В процессе изучения данного раздела знания клетки, размножения, онтогенеза, становления жизни развиваются и приобретают целостность в понятиях о дискретной природе наследственности, статистическом характере генетических явлений, генетическом контроле обмена веществ и формообразовательных процессов. Основные положения генетики составляют базу для развития знаний дарвинизма.

При изучении раздела необходимо ознакомить учащихся с задачами, поставленными в Продовольственной программе в области генной инженерии, селекции, ориентирующими на получение новых сортов растений, пород животных, высокопродуктивных гибридов.

Содержание темы обусловливает необходимость постановки опытов и анализа их результатов, работу с раздаточным материалом, решение задач, проведение экскурсии. Желательно после завершения курса IX класса на учебно-опытном участке заложить опыты с различными сортами гороха или другой культурой, чтобы собрать фактические данные и обеспечить уроки раздаточным материалом.

Знания успехов русских селекционеров, методов селекции наполняются конкретным содержанием при проведении экскурсии либо на селекционную станцию, либо на опытное поле, либо на учебно-опытный участок, если там имеется коллекционный отдел или проводится сортоизучеиие, либо на сельскохозяйственную выставку. В процессе экскурсии необходимо привлечь внимание учащихся к постановлениям правительства о дальнейшем развитии сельского хозяйства, улучшении племенного дела, кормовой базы, мелиорации земель, использовании минеральных удобрений и отразить пути их решения на примере конкретного хозяйства.


Учителю биологии на заметку:

Задачи метода гибридологического анализа
Гибридологический метод изучения наследственности
Первый закон Г. Менделя
Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании
Определение типа гамет
Изучение гипотезы чистоты гамет
Закон независимого наследования признаков
Цитологические основы закона независимого наследования
Явление сцепленного наследования
Эксперимент по скрещиванию мух
Генетика пола
Методика обучения общей биологии