Пути эволюции в мезозое

Учитель демонстрирует таблицы и предлагает сравнить голосеменные и покрытосеменные. Множество черт сходства (корень, стебель, листья, семена, сходные ткани) позволяет учащимся сделать вывод о родстве групп, о происхождении покрытосеменных от древних голосеменных. Школьники находят различия: у покрытосеменных имеется цветок и образующийся из него плод. Учитель предлагает определить значение этого новообразования для эволюции. Учащиеся вспоминают, как после опыления из оплодотворенной яйцеклетки образуется семя, состоящее из зародыша и запаса питательных веществ, а завязь разрастается в околоплодник, защищающий зародыш от воздействия неблагоприятных факторов, и делают вывод об ароморфном значении появления цветка и плода.

Затем учащиеся определяют дальнейшие пути эволюции в конце мезозоя и в следующую кайнозойскую эру покрытосеменных, которые благодаря снабжению зародыша питательными веществами, защите его околоплодником, сильному и разнообразному развитию листьев, стеблей и корней широко заселили землю и которые характеризуются большим многообразием видов. Школьники выявляют признаки идиоадаптации и биологического прогресса.

Учитель сообщает, что изменение климата, увеличение интенсивности солнечной радиации способствовали вымиранию широколиственных папоротников, тропических голосеменных, что повлекло за собой сокращение кормовой базы древних пресмыкающихся и вызвало вымирание крупных растительноядных форм, а это в свою очередь привело к вымиранию других видов пресмыкающихся, в том числе и хищных.

Подводя итоги эволюции живой природы, учащиеся сообщают, что в кайнозойской эре наибольшего расцвета достигают насекомые, птицы, млекопитающие и покрытосеменные, восстанавливают знания о крупных эволюционных изменениях, которые определили это господство: прогрессивное усложнение всех систем органов, способствующее интенсификации обмена веществ, всех процессов жизнедеятельности, форм поведения; живорождение у млекопитающих, забота о потомстве у птиц и млекопитающих, повысившие шансы на их выживание в борьбе за существование; развитие коры головного мозга у животных этих классов, обусловившее сложное поведение, быстрое образование условных рефлексов и т. д.

Учитель просит назвать число видов покрытосеменных растений, птиц, млекопитающих и насекомых в настоящее время. Выясняется наибольшее разнообразие видов насекомых (около 1 млн.) и покрытосеменных (свыше 200 тыс.). Эти факты убеждают учащихся в том, что эволюция данных групп идет по пути идиоадаптации, приспособления к разнообразным условиям, заселения всех участков Земли. Учащиеся восстанавливают знания о биологическом прогрессе и регрессе и называют виды, стоящие на пути прогресса и регресса. Учащиеся знают о широком расселении насекомых-вредителей, видов растений, сопутствующих культурным посевам, и говорят об их развитии по пути прогресса. В то же время школьникам известно о том, что численность многих видов птиц, млекопитающих, особенно имеющих промысловое значение, а также крупных животных сильно сократилась; суживается их ареал в связи с расширением деятельности человека, в результате чего многим видам грозит вымирание. Учитель предлагает назвать меры, которые бы приостановили этот процесс, и подводит школьников к выводу о необходимости планировать деятельность человека с учетом закономерностей живой природы, поддержания численности популяций на определенном уровне и т. д.

Дальнейшая эволюция млекопитающих и происхождение человекообразных обезьян от древних неспециализированных насекомоядных млекопитающих рассматривается как особое направление эволюции, которое привело к возникновению человека.

Завершается урок обобщением знаний путей и направлений эволюции органического мира. Учащиеся с помощью учителя отмечают роль движущих сил эволюции в этом процессе и делают мировоззренческий вывод о развитии органического мира по естественным законам под влиянием реально действующих факторов.

Телевидение и www.yaom.ru и многое другое.


Учителю биологии на заметку:

Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Роль воды в клетке
Методика обучения общей биологии