Пути эволюции животных

Учитель отмечает, что эволюция животного мира шла и по пути идиоадаптаций. Моря были заселены разнообразными видами беспозвоночных, а также низших позвоночных животных. Эволюция, кроме того, шла по пути прогресса и регресса. Хорошо предложить школьникам конкретизировать это положение.

Учитель напоминает, что примерно в середине палеозоя, вскоре после выхода растений на сушу, ее начинают заселять первые позвоночные животные. Школьники воссоздают модель первого наземного животного, а затем рассматривают рисунок с изображением кистеперых рыб, черты которых во многом соответствуют модели, указывают на наличие у кистеперых легких, подвижных конечностей с расчлененным скелетом, хорошо развитых органов чувств. Эти важнейшие ароморфозы позволили позвоночным перейти к освоению новой среды обитания – наземной.

Затем школьники из курса зоологии вспоминают, от кого произошли земноводные, в процессе беседы делают вывод, что эволюция кистеперых рыб по пути ароморфоза привела к возникновению древних земноводных, у которых сформировались трехкамерное сердце и два круга кровообращения, появились более развитые конечности, нервная система и более сложные формы поведения.

Учитель просит назвать более высокоорганизованную группу, чем земноводные, и отметить у нее ароморфные признаки. Учащиеся называют пресмыкающихся и перечисляют их приспособления к жизни на суше: роговой покров тела, внутреннее оплодотворение и размножение яйцами, защищенными оболочками и содержащими большой запас питательных веществ. Делают вывод о возникновении древних пресмыкающихся от древних земноводных, эволюция которых шла по пути ароморфозов, указанных выше. Учитель может назвать еще несколько ароморфных признаков, но не требовать их запоминания учащимися: появление неполной перегородки в предсердии, более совершенное строение органов дыхания, выделения, нервной системы и др.

Чтобы учащиеся имели правильное представление об эволюции животного мира, необходимо коснуться развития беспозвоночных и отметить выход на сушу насекомых примерно одновременно с позвоночными. Используя таблицы, учитель просит школьников назвать особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Они отмечают у этих животных прочный хитиновый покров, крылья, членистые конечности, трахейную систему дыхания, разнообразие по строению ротового аппарата, хорошо развитую нервную систему и сложные формы поведения. Делают вывод, что все указанные особенности строения насекомых позволили им освоить сушу и занять на ней господствующее положение среди беспозвоночных животных. Учащиеся определяют пути и направления эволюции насекомых и конкретизируют их примерами.

По ходу объяснения учителя основные сведения об изменении растительного и животного мира учащиеся записывают в тетрадь. Целесообразно отразить основные пути эволюции растительного и животного мира в виде схемы, на которой горизонтальной чертой отделить водную и воздушную среды и расположить в этих средах следующие ароморфные группы: водоросли, ланцетника, панцирника, челюстноротую рыбу – в водной среде; псилофитов, кистеперых рыб, древних земноводных – на границе двух сред; папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, а также насекомых, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – в воздушной среде. Группы следует расположить по уровням в зависимости от сложности их организации таким образом, чтобы они соответствовали эре и периоду их возникновения. Группы организмов не следует рисовать, а лишь дать их название.

В заключение учащимся целесообразно просмотреть текст учебника, рисунки, геохронологическую таблицу, дополнить записи в своей таблице, заслушать записи товарищей. От учащихся требуется, чтобы они отрабатывали умение выделять ароморфные черты у крупных таксономических групп растений и животных, определять направление идиоадаптации, устанавливать взаимосвязи в органическом мире и раскрывать их влияние на направление естественного отбора и эволюцию живой природы.

Доступная ценовая политика от http://super-mario.com.ua: сантехник (Киев).


Учителю биологии на заметку:

Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Методика обучения общей биологии