Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое

Усвоение учащимися знаний основных путей и направлений эволюции в мезозойскую эру, овладение умениями использовать эти знания для определения путей эволюции, которые прошла та или иная группа, оперировать доказательствами эволюции и учением Дарвина для объяснения изменений в органическом мире – главная задача данного урока. Основным методом служит беседа, которая должна ориентировать школьников на решение поставленных задач, на Поиск ответов. В ходе беседы учащиеся продолжают заполнение таблицы, по мере надобности работают с учебником.

Проверка знаний основных путей и направлений эволюции палеозоя позволяет поставить вопросы: по каким путям осуществлялось дальнейшее развитие жизни на Земле, под влиянием каких факторов происходил этот процесс? В каком направлении осуществлялось развитие голосеменных, земноводных и пресмыкающихся? Учащиеся могут рассказать о развитии этих таксонов по мути идиоадаптации, об их биологическом прогрессе. Логичен вопрос: как отразилось господство древних пресмыкающихся на суше и в воде на жизни древних земноводных? Школьники знают о конкурентных отношениях и их последствиях – биологическом регрессе, который наступил у многих земноводных, подтверждением чему служит их ограниченное число в настоящее время.

Целесообразно спросить о дальнейшем пути эволюции пресмыкающихся, чтобы сосредоточить внимание на особенностях строения древних зверозубых ящеров. Сравнение их с млекопитающими позволяет выявить общие черты в строении зубного аппарата. Учащиеся делают вывод об их родстве и происхождении млекопитающих от древних пресмыкающихся.

Затем учащиеся называют отличия млекопитающих от пресмыкающихся и выделяют ароморфные изменения. Сравнение схем кровеносной, нервной систем, сопоставление температуры тела, процессов размножения, поведения убеждает учащихся в том, что млекопитающие претерпели ряд ароморфозов, которые им позволили более широко освоить землю в настоящее время. Школьники описывают первых древних млекопитающих, которые в мезозое занимали скромное место на земле по сравнению с современными насекомоядными. Обладая теплокровностью, деторождением, высоким развитием нервной системы, сложными формами поведения и другими признаками, млекопитающие, однако, в своем эволюционном развитии шли по пути совершенствования этих форм, более тонкого приспособления к жизни на суше, а затем в воде и воздухе.

Учитель просит назвать классы позвоночных и высказать соображения о происхождении птиц. Школьники помнят археоптерикса, восстанавливаются знания о нем, выявляют черты сходства с пресмыкающимися и птицами и вводят понятие сборной формы как совмещающей в себе признаки двух классов. Учитель поясняет, что археоптерикс не предок птиц, в нем слишком много черт пресмыкающихся. Птицы произошли от древесных лазающих пресмыкающихся, которые планировали с дерева на дерево. Благодаря мутациям, борьбе за существование и естественному отбору у них сформировались в процессе эволюции черты современных птиц.

Далее учитель предлагает школьникам определить дальнейшие пути развития растений, роль изменений климата в этом процессе. В процессе беседы выясняется, что более высокоорганизованная группа – цветковые растения. Учащиеся с помощью учителя выявляют, когда и от кого они произошли. Прежде всего учитель отмечает господство голосеменных в мезозое, так как сухой климат не способствовал процветанию папоротникообразных, значительная часть которых вымерла в конце палеозоя. Однако дальнейшие климатические изменения, увеличение солнечной радиации в связи с рассеиванием облаков, увеличение сухости воздуха отрицательно сказались на эволюции голосеменных.


Учителю биологии на заметку:

Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Направления эволюции человека
Питекантроп и австралопитек
Кроманьонец – современный человек
Человеческие расы. Критика расизма и социального дарвинизма
Химическая организация клетки
Химический состав клетки. Неорганические вещества
Методика обучения общей биологии