Пути общей эволюции и её направления

Ввиду сложности проблемы путей и направлений эволюции, а также большого значения этих знаний для изучения развития жизни на Земле целесообразно выделить еще один урок закрепления знаний. Этому способствуют беседа, работа с фильмом. В соответствии с пониманием учащимися изучаемой проблемы, исходя из качества их знаний, учитель продумывает задания к фильму «Основные направления эволюции», которые школьники получают перед его демонстрацией. Вопросы надо распределить таким образом, чтобы каждый ученик готовил ответ самостоятельно. Фильм состоит из двух частей, в конце каждой из них даны задания, однако они не охватывают основного содержания, их следует дополнить.

Так как фильм демонстрируется после изучения материала, то его можно показать весь. Задания лучше дать к каждой части.

К первой части фильма «Основные направления эволюции животного мира» задание может быть следующим: 1. Раскройте определение ароморфоза. Приведите примеры ароморфозов у кистеперых рыб. 2. Какие ароморфозы позволили земноводным выйти на сушу? 3. Благодаря каким ароморфозам пресмыкающиеся стали типично наземными животными? 4. Раскройте определение идиоадаптации. б. Какие идиоадаптации обеспечили заселение древними пресмыкающимися различных сред обитания? 6. Какие ароморфозы обеспечили становление млекопитающих? 7. Назовите идиоадаптации в классе млекопитающих. 8. Какие ароморфозы произошли у птиц? 9. Какие идиоадаптации произошли у водоплавающих, болотных, растительноядных и хищных птиц? (Последний вопрос взят из фильма.)

Ко второй части фильма «Ароморфозы и идиоадаптации у растений» целесообразно использовать следующее задание: 1. Какое строение имеют одноклеточные и многоклеточные водоросли? Назовите ароморфозы и идиоадаптации у этих растений. 2. Какие ароморфозы позволили древним папоротникообразным заселить в каменноугольном периоде сушу? 3. Какие идиоадаптации способствовали процветанию папоротникообразных сотни миллионов лет назад? 4. Какие ароморфозы произошли у голосеменных и покрытосеменных? 5. Какие особенности строения кувшинки позволяют ей жить в воде, а кактусу – в пустыне? Определите направление эволюции, по которому осуществлялось их развитие.

Все ответы учащихся следует рассматривать как итоговые по Сложной и важной проблеме и их необходимо оценить. Для этого важно, чтобы каждый ученик записал свой ответ, и если учитель не успел проверить устный ответ, то следует оценить письменный. Таким образом, данный урок по теме служит не только целям обобщения, но и контроля знаний и умений применять их для обоснования путей и направлений эволюции.

В том случае, если нет возможности использовать фильм, целесообразно без него провести проверочно-обобщающий урок с применением указанных вопросов. Аналогичным образом должен использоваться третий урок по доказательствам эволюции, а также последний урок по всей теме для обобщения и проверки усвоения основного содержания, овладения умениями использовать знания для объяснения картин жизни на Земле в различные эры и периоды, для отстаивания диалектико-материалистических взглядов на эволюцию живой природы.


Учителю биологии на заметку:

Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Архейская и протерозойская эра в деталях
Пути и направления эволюции органического мира в палеозое
Идиоадаптация в эволюционном процессе
Пути эволюции животных
Пути и направления эволюции в мезозое и кайнозое
Пути эволюции в мезозое
Учебные задачи темы
Доказательства происхождения человека от животных
Движущие силы антропогенеза
Человеческое общество и сообщество животных
Методика обучения общей биологии