Различные методы обучения

В основе учебного процесса лежит взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Учитель либо информирует школьников о биологических теориях, закономерностях, научных фактах, иллюстрирует теоретические положения различными примерами, либо сообщает некоторый объем сведений и ставит вопросы, на которые учащиеся ищут ответы самостоятельно. В первом случае школьники осмысливают готовую информацию, которую они должны затем воспроизвести с определенной степенью полноты. Во втором случае учитель ориентирует школьников на самостоятельное получение знаний, на творческий поиск.

Вид и характер обучающей деятельности учителя во многом зависит от источника знаний и определяет познавательную деятельность школьников. Исходя из источников знаний в методике обучения биологии, различают общедидактические методы (лекция, рассказ, беседа, работа с учебной книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа).

При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. С помощью методов учитель ориентирует школьников либо на воспроизведение усвоенных знаний, либо на творческий поиск ответа, на проведение небольшого исследования для получения новых знаний.

В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа, используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах. Репродуктивная лекция, рассказ, беседа обычно носят описательный характер. Они направлены на понимание и запоминание отдельных фактов, закономерностей, их простое воспроизведение. Слушая рассказ, лекцию, участвуя в беседе, школьники должны усвоить учебный материал, включить его в систему ранее изученных знаний.

Проблемная или поисковая лекция, рассказ, беседа, как правило, имеют объяснительный характер, хотя они могут содержать и описательный материал.

Работа с экранными пособиями, практическая работа могут быть организованы в репродуктивном (иллюстративном) и поисковом планах. Эксперимент, наблюдение, работа с книгой могут носить репродуктивный, поисковый, а также частично исследовательский характер. Последние два направления обеспечивают в наибольшей степени творческую познавательную деятельность учащихся, требуют оптимальной самостоятельности в усвоении новых знаний.

Эффективность методов зависит от умения учителя обогащать их методическими приемами. Например, синхронно с изложением учебного материала сделать на доске рисунок, показать натуральные объекты. Методический прием рассматривается как кратковременные вспомогательные действия учителя, с помощью которых метод обогащается. Опытные учителя, владеющие арсеналом методических приемов, добиваются высокой познавательной активности учащихся.

Выбор метода определяется содержанием учебного материала, возрастом и уровнем подготовки школьников, конкретными учебно-воспитательными задачами, которые следует решить в учебном процессе. При выборе метода важно учитывать обобщающий характер заключительного курса биологии, задачи формирования научного мировоззрения, интеллектуальных и практических умений, чтобы успешно осуществлять образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения. Методы должны ориентировать учащихся на применение разнообразных логических операций: беседа – на мысленный анализ и синтез, сравнение и выводы; наблюдение – на анализ объекта, установление связей между его частями, сравнение объектов и формулирование выводов и т. д.

Разнообразными методами следует решать задачи воспитания учащихся. Для этого необходимо придавать лекции, рассказу, беседе доказательность; для объяснения фактов и биологических явлений привлекать теории; с помощью опытов, наблюдений объектов убеждать школьников в познаваемости явлений живой природы и т. д.

Раскрываемая практически на каждом уроке система биологических знаний требует использования даже на одном уроке нескольких методов, дополнения одного из них другим. Однако не следует увлекаться использованием чрезмерно большого числа методов, так как это может привести к перегрузке учебного процесса на уроке.


Учителю биологии на заметку:

Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Формы организации обучения общей биологии
Урок – основная форма организации обучения
Структура и классификация уроков
Лабораторные занятия в процессе обучения
Экскурсии не нужно забывать
Методика обучения общей биологии