Различные примеры видообразования

На следующем уроке учащиеся рассматривают примеры и механизм экологического видообразования. Второй урок важен для закрепления знаний по этому сложному вопросу, имеющему большое мировоззренческое значение, а также для отработки умения применять теорию эволюции с целью объяснения образования новых видов.

Сначала учитель проверяет знания географического видообразования, затем предлагает школьникам высказать гипотезу о других возможных способах видообразования. В случае затруднения он ставит наводящие вопросы: всегда ли все особи популяции общаются между собой? Одинаковы ли условия в биогеоценозе, где обитает та или иная популяция? В итоге школьники делают выводы, что не все особи популяции общаются между собой, что условия их обитания также различаются.

Затем учитель рисует на доске схему экологического видообразования и поясняет ее на конкретном примере (можно использовать в качестве примера вид окуня обыкновенного, который в больших озерах существует в форме двух популяций – прибрежной и глубоководной). Для этого учитель рекомендует школьникам прочитать абзац четвертый и при написании схемы оперировать примером популяций окуня обыкновенного.

На основе составленной схемы учащиеся самостоятельно рассматривают пример экологического видообразования двух видов традесканций. Учащиеся получают задание: с помощью схемы объяснить процесс образования двух видов традесканций, один из которых растет на солнечных вершинах, другой – в тенистых местах у подножия гор, но имеют при этом общий ареал; использовать при объяснении теорию эволюции. Выполнение задания учитель оценивает. В случае затруднения он предлагает рассмотреть новые примеры. Так, он может сообщить о том, что, по мнению русских ученых, в озере Байкал происходит экологическое видообразование многих видов животных. Увеличение численности прибрежных популяций способствовало вытеснению части особей в более глубокие слои, где меньше света, растений, более низкая температура. В этих условиях замедлялись рост и сроки созревания особей, удлинялись сроки жизни, происходила редукция глаз, изменялась окраска. Разные сроки созревания особей исключали возможность скрещивания особей, живущих на поверхности и в глубоких слоях. Мутации, отбор, репродуктивная изоляция в конечном счете приводят к формированию новых видов.

Для закрепления знаний видообразования и умения использовать учение Дарвина для объяснения этого процесса учитель предлагает школьникам сравнить схемы географического и экологического видообразований. Учащиеся находят общее в этих процессах (действие одних и тех же движущих сил), а также устанавливают различия (в одном случае действует географическая, а в другом – экологическая изоляция).

Учитель обобщает материал о видообразовании введением понятия микроэволюции как процесса, совершающегося в недрах популяции, в результате которого изменяется ее генный состав, что может привести к возникновению новых видов. Микроэволюция происходит в исторически обозримое время и доступна для непосредственных исследований. Учащиеся приходят к выводу о реальности процесса видообразования, об эволюции живой природы под влиянием естественных факторов.

С проблемами возникновения приспособлений и видообразования тесно связано явление конвергенции – схождения признаков у разных систематических групп, если сходно направление естественного отбора в одинаковых условиях. Учитель предлагает учащимся сравнить конвергенцию с дивергенцией, чтобы четче попять различия этих процессов.

В заключение учитель просит школьников вспомнить первона» чальное объяснение многообразия видов Линнеем и делает вывод о том, что образование новых видов, формирование приспособлений происходит под действием движущих сил эволюции, но не сверхъестественных факторов.


Учителю биологии на заметку:

Сохранение и рациональное использование видов
Современная система органического мира – отображение эволюции
Родословное древо жизни
Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Методика обучения общей биологии