Развитие учащихся в процессе обучения

Совершенствование среднего биологического образования характеризуется усилением внимания к развивающей функции обучения. Установление органической связи между обучением, воспитанием и развитием учащихся рассматривается как ведущее направление совершенствования преподавания биологии. Большое место в обучении биологии занимает проблема развития учащихся, формирования умений мыслить логически, не только воспроизводить, но и творчески использовать знания для объяснения биологических явлений, отстаивания своих убеждений, аргументированной4 критики антинаучных взглядов, для мировоззренческих обобщений. В программе ставится задача развития логического мышления учащихся, выработки у них умений проводить анализ, синтез, сравнение биологических объектов, выявлять причинно-следственные связи в биологических процессах, делать выводы и обобщения, связно излагать изученный материал, овладевать научной терминологией. Решение этой задачи должно способствовать формированию у школьников умений логически мыслить, свободно оперировать мыслительными операциями в своей учебной деятельности.

Мыслительная деятельность учащихся от класса к классу усложняется, требует осуществления переноса интеллектуальных умений с ботанических объектов на зоологические, на человека, живую природу в целом.

Наиболее сложный характер носят интеллектуальные умения учащихся IX и X классов, которые формируются у них в процессе обучения общей биологии. В V–VIII классах школьники проводят анализ и синтез отдельных биологических объектов. В старших же классах они анализируют процессы и явления, положения биологических теорий, сравнивают взгляды ученых. Так, девятиклассники должны уметь различать компоненты движущих сил эволюции, этапы эволюции человека, основные ароморфозы и идиоадаптации, биологический прогресс и регресс в эволюции растений и животных, раскрывать причинно-следственные связи между движущими силами эволюции, ее результатами и направлениями, сравнивать близкородственные виды, искусственный и естественный отбор, ароморфозы, применять учение Ч. Дарвина для научно-материалистического объяснения исторических изменений в живой природе, а учение Ф. Новельса для объяснения причин происхождения человека.

Не менее сложны мыслительные операции десятиклассников. Они должны уметь выявлять основные компоненты клетки, популяции, биогеоценоза, биосферы, называть основные этапы онтогенеза, сравнивать растительную и животную клетки, митоз и мейоз, типы скрещиваний, исходные формы с потомством. Десятиклассники также должны уметь применять знания для доказательства материальности и диалектического характера биологических процессов, для критики религиозно-идеалистических взглядов на возникновение и сущность жизни, для обоснования мероприятий по охране природы, приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных.

Овладение школьниками интеллектуальными умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация и др.) способствует более успешному усвоению знаний объектов и явлений живой природы, биологических закономерностей, позволяет учащимся рассматривать явления с различных сторон, устанавливать разнообразные связи, находить черты общности у объектов или процессов определенной группы. Овладение мыслительными операциями способствует более глубокому усвоению школьниками знаний, оказывает положительное воздействие на формирование их научного мировоззрения.

Качественные твердосплавные фрезы: чпу фрезы http://www.glavit.ru.


Учителю биологии на заметку:

Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Методика обучения общей биологии