Развитие учащихся в процессе обучения

Совершенствование среднего биологического образования характеризуется усилением внимания к развивающей функции обучения. Установление органической связи между обучением, воспитанием и развитием учащихся рассматривается как ведущее направление совершенствования преподавания биологии. Большое место в обучении биологии занимает проблема развития учащихся, формирования умений мыслить логически, не только воспроизводить, но и творчески использовать знания для объяснения биологических явлений, отстаивания своих убеждений, аргументированной4 критики антинаучных взглядов, для мировоззренческих обобщений. В программе ставится задача развития логического мышления учащихся, выработки у них умений проводить анализ, синтез, сравнение биологических объектов, выявлять причинно-следственные связи в биологических процессах, делать выводы и обобщения, связно излагать изученный материал, овладевать научной терминологией. Решение этой задачи должно способствовать формированию у школьников умений логически мыслить, свободно оперировать мыслительными операциями в своей учебной деятельности.

Мыслительная деятельность учащихся от класса к классу усложняется, требует осуществления переноса интеллектуальных умений с ботанических объектов на зоологические, на человека, живую природу в целом.

Наиболее сложный характер носят интеллектуальные умения учащихся IX и X классов, которые формируются у них в процессе обучения общей биологии. В V–VIII классах школьники проводят анализ и синтез отдельных биологических объектов. В старших же классах они анализируют процессы и явления, положения биологических теорий, сравнивают взгляды ученых. Так, девятиклассники должны уметь различать компоненты движущих сил эволюции, этапы эволюции человека, основные ароморфозы и идиоадаптации, биологический прогресс и регресс в эволюции растений и животных, раскрывать причинно-следственные связи между движущими силами эволюции, ее результатами и направлениями, сравнивать близкородственные виды, искусственный и естественный отбор, ароморфозы, применять учение Ч. Дарвина для научно-материалистического объяснения исторических изменений в живой природе, а учение Ф. Новельса для объяснения причин происхождения человека.

Не менее сложны мыслительные операции десятиклассников. Они должны уметь выявлять основные компоненты клетки, популяции, биогеоценоза, биосферы, называть основные этапы онтогенеза, сравнивать растительную и животную клетки, митоз и мейоз, типы скрещиваний, исходные формы с потомством. Десятиклассники также должны уметь применять знания для доказательства материальности и диалектического характера биологических процессов, для критики религиозно-идеалистических взглядов на возникновение и сущность жизни, для обоснования мероприятий по охране природы, приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных.

Овладение школьниками интеллектуальными умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация и др.) способствует более успешному усвоению знаний объектов и явлений живой природы, биологических закономерностей, позволяет учащимся рассматривать явления с различных сторон, устанавливать разнообразные связи, находить черты общности у объектов или процессов определенной группы. Овладение мыслительными операциями способствует более глубокому усвоению школьниками знаний, оказывает положительное воздействие на формирование их научного мировоззрения.

Купить кухню недорого недорогие кухни от производителя недорого Купить xorekmebel.ru.


Учителю биологии на заметку:

Формирование интеллектуальных умений
Система общебиологических понятий
Грамотная работа с учебниками
Мыслительная деятельность при работе со схемами и рисунками
Различные методы обучения
Общедидактические методы
Беседа в практике обучающего процесса
Методы обучения предметам естественнонаучного цикла
Методы проверки знаний учащихся
Письменные работы и диктанты
Методы проверки умений
Методика обучения общей биологии