Родословное древо жизни

С помощью таблиц «Современная система органического мира и «Родословное древо жизни» учащиеся устанавливают родственные отношения между растениями и животными. Для этого они восстанавливают знания эвглены зеленой, совмещающей в себе признаки растений и животных. На схеме родословного древа отмечают местоположение жгутиковых, которых ученые считают родоначальниками растительного и животного мира. Родословное древо наглядно показывает прогрессивный и дивергентный характер эволюции. Школьники получают задание: найти сходство в строении всего органического мира. Они восстанавливают знания о клеточном строении, химическом составе организмов и приходят к выводу о единстве органического мира, о происхождении растительного и животного мира от общего предка. Целесообразно этот вывод учащимся записать в тетради.

Образному представлению школьников о происхождении многообразия органического мира способствует его сравнение с разветвленным деревом, на котором каждый пучок ветвей представляет собой группу видов, возникших от одной исходной формы. Все виды животных, объединенных в подтип черепных, отходят от одной ветви. В их организации много общего, несмотря на разнообразие классов, семейств, родов и видов, входящих в этот подтип. Школьники формулируют вывод, что все многообразие видов органического мира возникло благодаря наследственной изменчивости, борьбе за существование и естественному отбору, обусловившему дивергенцию признаков.

Далее школьники выявляют различия между растениями и животными. С помощью учителя они характеризуют растения как особую группу организмов, которая благодаря световой энергии Солнца создает органические вещества из неорганических при участии хлорофилла. Животные используют для питания готовые органические вещества.

Учитель просит учащихся определить место бактерий и грибов в известной им системе органического мира. Школьники вспоминают, что они изучали их в курсе ботаники, и относят к растениям. Затем учитель приводит сведения о современной системе органического мир|, в соответствии с которой эти организмы, подобно растениям и животным, выделены в самостоятельные группы. Восстанавливают знания строения бактерий, подчеркивают примитивность их организации: тело состоит из одной клетки, в которой нет оформленного ядра, нет митохондрий и некоторых других органоидов, значительная часть бактерий питается готовыми органическими веществами. Нет ядра и у сине-зеленых водорослей, поэтому их объединяют с бактериями в одну группу прокариот (безъядерных). Затем учащиеся восстанавливают знания грибов, отмечают их питание готовыми органическими веществами, наличие в клетках ядра, сходство с животными (питание органическими веществами).

Так учащиеся подходят к обобщению, что всю живую природу можно разделить на две группы: безъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). Безъядерные составляют царство дробянок, к которым относят бактерии и сине-зеленые водоросли. К эукариотам относят царства растений, животных и грибов. Учитель подчеркивает, что каждое царство занимает определенное место в природе и выполняет в ней свою функцию: либо создает органические вещества, либо использует их, либо разрушает до неорганических веществ. Более подробно о прокариотах учащиеся узнают при изучении строения и функций клетки.


Учителю биологии на заметку:

Обобщение и проверка знаний эволюции живой природы
Использование эволюционной теории в практической деятельности
Задачи темы филогенетики и закономерностей эволюции
Сравнительно-анатомические доказательства эволюции
Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон
Палеонтологические доказательства эволюции
Основные пути и направления эволюции органического мира
Анализ полученных материалов
Эволюция по пути идиоадаптации связана с дивергенцией видов
Пути общей эволюции и её направления
Основные пути и направления эволюции жизни в архейской и протерозойской эрах
Методика обучения общей биологии