Роль жиров в жизни клетки

Затем учитель просит школьников назвать растения, в органах которых содержится много жира. Учащиеся называют семена подсолнечника, льна, хлопчатника, грецкие орехи, указывают и на скопление жира в подкожном слое у животных, на некоторых внутренних органах у млекопитающих. Учитель демонстрирует схему строения клетки, показывает мембраны, аппарат Гольджи, включения и сообщает о том, что в их состав входят жиры, которые обусловливают их функции.

Для того чтобы школьники лучше осознали значение жиров в клетке, учитель демонстрирует их структурную формулу, указывает на гидрофильные и гидрофобные группы в их составе. Он предлагает рассмотреть структурную формулу жира, определить в ней положение гидрофильных и гидрофобных групп и сделать вывод о свойствах этого вещества. Школьники обнаруживают, что гидрофильные группы расположены внутри молекулы, блокированы, а гидрофобные не блокированы. Учащиеся делают правильный вывод, что жиры гидрофобны, не растворяются в воде.

Учитель указывает на большое число связей типа, которые обусловливают большую энергетическую ценность жиров, примерно в два раза большую, чем углеводов. Школьники приходят к правильному выводу, что жиры, подобно углеводам, играют определенную роль в образовании клеточных структур, но главная их функция энергетическая. Учащиеся восстанавливают знания обмена веществ в организме человека, диссимиляции, в процессе которой органические вещества расщепляются, и при этом освобождается энергия. Эти знания конкретизируют энергетическую роль углеводов и жиров в клетке.

В заключение учитель обобщает материал и делает вывод, что некрупные молекулы органических веществ имеют высокую химическую активность, непрерывно участвуют в разнообразных превращениях, служат промежуточными продуктами обмена веществ. Наоборот, полисахариды, жиры имеют крупные молекулы, они менее активны, более долговечны и участвуют в образовании клеточных структур. Для закрепления и проверки знаний учитель использует следующие вопросы: какова связь между строением, свойствами и биологическим значением углеводов (жиров, белков)? Какие особенности строения молекул жиров определяют их роль как источника энергии? Какими свойствами характеризуются гидрофильные и гидрофобные вещества? Приведите примеры этих веществ.

Знание белков дает возможность путем сравнения приступить к формированию понятия строения и функций нуклеиновых кислот. Учитель обращает внимание на информационную функцию и структурную обусловленность этой функции. Прежде всего учитель обращает внимание школьников на «строительные блоки», из которых состоят молекулы нуклеиновых кислот – нуклеотиды, в свою очередь состоящие из азотистых оснований, пентозы и фосфорной кислоты.

Учащиеся рассматривают строение азотистых оснований и сравнивают их. Они легко находят различия; молекулы одних состоят из одного многоугольного кольца, других – из двух. Затем учитель объясняет, как соединяются между собой компоненты нуклеотида, а последние объединяются в полинуклеотидную нить. С помощью динамического пособия или рисунка на доске учитель показывает, как за счет фосфорной кислоты и пентоз нуклеотиды соединяются.

Хотите обучиться у профи? Записывайтесь на обучение на сайте школы


Учителю биологии на заметку:

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота
Обобщение знаний химических компонентов клетки
Строение и функции клетки
Клеточная теория
Строение и функции клеточной оболочки
Цитоплазма и ее органоиды, их функции в клетке
Митохондрии и пластиды
Комплекс Гольджи и другие структуры цитоплазмы
Ядро, его строение и функции
Строение и функции клеток прокариот. Неклеточные формы жизни
Учебно-воспитательные задачи темы Обмен веществ
Методика обучения общей биологии