Самоопыление и его роль

Далее учащиеся рассматривают еще один вид скрещивания и его использование в селекции – самоопыление, которое как бы противоположно межвидовому скрещиванию. Учитель просит рассказать, каким будет генотип при самоопылении и чем он отличается от генотипа межвидового гибрида. Школьники знают, что гибриды первого поколения гетерозиготны. Они совмещают признаки обоих родителей. В результате самоопыления материальная основа наследственности не обогащается, наоборот, многие рецессивные мутации переходят в гомозиготное состояние. Так как мутации чаще всего вредны, то они оказывают отрицательное воздействие на фенотип. Учитель поясняет, что самоопыление проводится для получения гомозиготных чистых линий, которые характеризуются устойчивостью, не расщепляются и таким путем закрепляются полезные для человека признаки, хотя урожайность сильно падает. Затем он просит школьников высказать предположение о результатах скрещивания чистых линий между собой и помогает им сделать вывод, что в первом поколении резко возрастает урожайность, превышающая продуктивность исходных форм. Так учитель вводит определение гибридной силы, гетерозиса, отмечает его большую экономическую эффективность.

Восстановление знаний генотипов гибридных форм дает школьникам возможность осознать генетические основы гетерозиса – их гетерозиготность, объединение хозяйственно ценных признаков. Так они подходят к пониманию того, почему гетерозис проявляется только в первом поколении, а во втором и последующих поколениях происходит расщепление, и эффект гетерозиса исчезает (ценный комплекс генов распадается).

Желательно выяснить мнение учащихся о путях сохранения ценного комплекса генов, передачи его последующим поколениям.

Восстановление знаний генетических основ вегетативного размножения помогает учащимся осознать его как один из путей сохранения гетерозиса. Учитель отмечает широкое применение метода получения гетерозиса в связи с его огромным экономическим эффектом, говорит об исследованиях по изысканию способов сохранения гибридной силы в ряде поколений. Учитель раскрывает широкое практическое использование гетерозиса, сообщает о выращивании гибридными семенами кукурузы, а также лука, огурце», томатов и др.

При закреплении знаний внимание учащихся направляется на вывод о том, что разные виды скрещивания (межлинейное, межсортовое, межвидовое и межродовое), а также получение мутаций, применение разных форм отбора составляют сложную систему методов, с помощью которых создано огромное разнообразие сортов культурных растений.

Следует иметь в виду, что понятие методов селекции ведущее в теме, поэтому на последующих уроках, а также на экскурсии им надо уделять большое внимание и эти знания проверять.


Учителю биологии на заметку:

Достижения селекции растений в нашей стране
Мичурин и его последователи
Селекция животных и микроорганизмов
Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Методика обучения общей биологии