Селекция животных и микроорганизмов

Главная задача урока состоит в том, чтобы учащиеся усвоили методы селекции животных и микроорганизмов, поняли их использование с учетом биологических особенностей этих форм, выявили задачи и направления работы в данной области, их роль в решении Продовольственной программы . На этом уроке также необходимо широко привлекать местный материал по созданию новых пород животных, по их продуктивности и технологии выращивания.

Урок можно организовать как на основе демонстрации учебного фильма «Методы селекции в животноводстве. Гетерозис», так и на основе беседы и работы с учебником. В первом случае учащиеся перед демонстрацией фильма получают задание, в котором рекомендуется раскрыть систему методов по созданию пород животных, показанных в фильме, обосновать выбор методов с учетом биологических особенностей организмов, генетических основ селекции, объяснить явление гетерозиса, методы его получения и использование в животноводстве.

Если не удастся показать фильм, тогда новый материал целесообразно давать на основе методов беседы и работы с учебником. Не следует в начале урока выделять этап проверки знаний, лучше это сделать в процессе объяснения.

Изучение нового материала учитель начинает с рассмотрения задач, поставленных в Продовольственной программе перед селекцией, которые требуют проведения большой работы по созданию новых форм и улучшению разводимых пород крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей, птиц и др. В целях повышения продуктивности животноводства выдвигается задача получения гибридов с эффектом гетерозиса. Усилия селекции должны быть также направлены на сохранение видового разнообразия животных, на поднятие их жизнеспособности в связи с проблемами охраны природы.

Осознанию успехов русской селекции способствует краткий экскурс в историю. Учитель дает справку, что в России с 1700 по 1917 г. было выведено всего 4 породы лошадей, 9 пород крупного рогатого скота, 11 пород овец и ни одной породы свиней. Этим данным учитель противопоставляет успехи этого периода, в течение которого в нашей стране выведено 11 пород лошадей, 10 пород крупного рогатого скота, 15 пород свиней, 20 пород овец и столько же кур.

Чтобы усвоить специфику методов селекции животных, учащиеся вначале раскрывают биологические особенности растений и в сравнительном плане определяют специфические черты животных: малочисленность потомства у пары родителей, большая продолжительность жизни, раздельнополость, невозможность вегетативного размножения высокоорганизованных животных.


Учителю биологии на заметку:

Получение чистых линий
Успехи селекции животных. Селекция микроорганизмов
Взаимоотношения организма и среды
Задачи темы Основы экологии
Задачи экологии. Экологические факторы
Интенсивность экологических факторов
Абиотические факторы
Значение температуры в жизни животных и растений
Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов
Причины биологических ритмов
Экологические системы
Методика обучения общей биологии