Сезонные изменения в природе и приспособление к ним организмов

Изучению данного материала должна предшествовать экскурсия в природу, на которой учащиеся ознакомятся с весенними явлениями в неживой и живой природе, выявят связи между ними. Учащиеся должны усвоить знания сезонных ритмов в неживой природе и приспособленность организмов к ним (растений, холоднокровных и теплокровных животных), должны знать о практическом использовании этих знаний.

При изучении нового материала следует использовать метод беседы, работу с учебником, заполнение таблицы. Знания учащихся учитель проверяет в ходе объяснения нового материала. Беседа начинается с мобилизации знаний из курса физической географии о суточных и сезонных изменениях. Школьники рассказывают об изменении основных абиотических факторов: температуры, влажности, продолжительности дня в разное время года, делают вывод о закономерностях указанных явлений. В связи с этим учитель проверяет знания о влиянии абиотических факторов на жизнедеятельность, рост и развитие организмов, на колебание численности популяций, значение абиотических факторов для процесса эволюции. Затем он предлагает школьникам раскрыть реакции организмов, популяций на сезонные, периодические изменения абиотических факторов, просит поделиться результатами своих весенних наблюдений в природе за растениями и животными, рассказать об изменениях в их строении, жизнедеятельности, поведении животных летом, осенью, зимой. Сведения о сезонных изменениях учащиеся обобщают в таблице, которую заполняют в ходе беседы.

Затем учитель предлагает прочитать, вспомнить результаты наблюдений на экскурсии и внести в таблицу дополнительные сведения о климатических изменениях и биологических ритмах. После работы с учебником следует проверить понимание школьниками состояния зимнего покоя у растений и холоднокровных животных, приспособлений теплокровных животных к перенесению неблагоприятных условий. Учитель подводит школьников к выводу, что сезонные явления учитываются при выращивании растений: весной проводят подкормку, летом полив и подкормку удобрениями, в основном калийными и фосфорными (весной и азотными), чтобы способствовать развитию и созреванию, получению высокого урожая.

В ходе беседы учащиеся делают вывод, что сезонным изменениям абиотических факторов строго соответствуют периодичность биологических ритмов, приспособленность организмов к этим изменениям. Далее учитель предлагает определить влияние сезонных изменений на численность популяций. Обсуждение проблемы позволяет установить наибольшее снижение численности популяции в неблагоприятное время года – в суровые зимы, в сухое, жаркое лето. Организмы с узкой нормой реакции не переносят резких изменений абиотических факторов и погибают. Школьники делают вывод, что у организмов имеются разнообразные приспособления к перенесению неблагоприятных условий, они сформировались у них в процессе эволюции. Но эти приспособления носят относительный характер, они полезны только в определенных границах изменения абиотических факторов. Если изменения превышают норму, организмы не выносят действия фактора и погибают. Для конкретизации знаний следует сообщить о суровой зиме 1979 г., когда сильные морозы погубили плодовые деревья во многих районах Нечерноземной зоны, способствовали снижению численности популяций многих видов растений и животных.


Учителю биологии на заметку:

Причины биологических ритмов
Экологические системы
Саморегуляция в биогеоценозе
Методика обучения общей биологии